Живое наследие | Русская культура | Подсказки иконоведа |
НаследиеЖивопись в катакомбах: от земного к духовномуВизантия: от иконоборчества к мозаикам Софии КонстантинопольскойВладимирская богоматерьПринятие христианства на РусиМозаики и фрески Софии КиевскойФрески Дмитровского собора во ВладимиреНовгородское искусство домонгольской порыНовгородская икона «Десятинное успение» XIII векаПсковское «Успение» XIII века«Ярославская Оранта» XIII векаИскусство Новгорода и Пскова в XIII-XIV векахИкона XIV века «Параскева Пятница, Варвара и Ульяна»Феофан ГрекИкона «Успение», приписываемая Феофану ГрекуАндрей Рублёв«Троица» Андрея РублёваИкона «Успение» из Кирилло-Белозерского монастыряФрески церкви Спаса на КовалевеНовгородская иконопись XV векаНовгородская икона «Чудо Георгия о змие»Икона «Битва новгородцев с суздальцами»Две иконы из Каргополя | Фрески церкви Спаса на КовалевеФрески церкви Спаса на Ковалеве (1380) отличаются от росписей Спаса-Преображения и Волотова подчеркнуто аскетическим строем и некоторой сухостью исполнения. Как полагают исследователи, они были выполнены приезжими сербскими мастерами или русскими художниками, прошедшими выучку у сербов.
Одна из ковалевских фресок изображает Голгофу — место, где, по преданию, был распят Христос. Родные и ученики Христа оплакивают мертвое тело. Сюжет оплакивания был одним из излюбленных в искусстве ХIV века, тяготевшем к изображению страдания и скорби. Но фреска ковалевского мастера проникнута экспрессией, необычной даже для своего времени. Пафос ковалевской фрески — безмерность, безысходность человеческой скорби. Христос, будучи в центре композиции, воспринимается не сразу. Его фигура теряется в беспорядочном нагромождении линий, беспокойных складок, ломаных контуров, зигзагообразных пробелов, что сразу вносит в изображение тревогу и смятение. Мрачные горки, огромный крест не дают взгляду устремиться вверх. Выше креста уже ничего нет — жизнь окончилась со смертью Христа. Само небо темно так, будто бы наступил конец света. Оплакивающие расположены вокруг Христа кольцом. Замкнутый круг усиливает ощущение бесконечности, безмерности их скорби. Ни одно лицо не обращено вверх. Ни одна фигура не выпрямлена. Даже воздетые к небу руки Марии Магдалины не вырываются за пределы круга. Перекладина креста, горизонтальный зубец стены как бы составляют преграду для них. Прервавшееся движение по кругу возобновляется. Скорбь Марии Магдалины — это кульминация без разрешения. Предельное напряжение не сменяется просветлением, мучительной скорби о смерти ничто не в силах противостоять. Подобное умонастроение характерно для искусства конца XIV века. Ковалевский художник открыл стихию человеческих чувств и эмоций, но он не воспринимает жизнь как движение, как бесконечную смену различных душевных состояний. Он стремится передать скорбь, достигшую предела и застывшую на нем. Отсюда чрезмерность его образов, иногда граничащая с безжизненностью.
Новгород и Псков были ведущими художественными центрами Руси в XII — XIV веках. В произведениях новгородских и псковских художников «внутренний человек» показан с такой захватывающей силой, какой нет в искусстве других школ. Я.В. Брук Читайте далее: Новгородская иконопись XV века
|
Живое наследие Русская культура | Серия книг «Святые России» | Подсказки иконоведа Блокнот иконоведа | Контакты Карта сайта |
© Добрые начала, 2021-2025. Русская культура. История, архитектура, искусство. Православные святыни, старинные иконы, иконоведение. |