Живое наследие | Русская культура | Подсказки иконоведа |
НаследиеЖивопись в катакомбах: от земного к духовномуВизантия: от иконоборчества к мозаикам Софии КонстантинопольскойВладимирская богоматерьПринятие христианства на РусиМозаики и фрески Софии КиевскойФрески Дмитровского собора во ВладимиреНовгородское искусство домонгольской порыНовгородская икона «Десятинное успение» XIII векаПсковское «Успение» XIII века«Ярославская Оранта» XIII векаИскусство Новгорода и Пскова в XIII-XIV векахИкона XIV века «Параскева Пятница, Варвара и Ульяна»Феофан ГрекИкона «Успение», приписываемая Феофану ГрекуАндрей Рублёв«Троица» Андрея РублёваИкона «Успение» из Кирилло-Белозерского монастыряФрески церкви Спаса на КовалевеНовгородская иконопись XV векаНовгородская икона «Чудо Георгия о змие»Икона «Битва новгородцев с суздальцами»Две иконы из Каргополя | Феофан ГрекФеофан попал в Новгород, очевидно, в 70-е годы XIV века. До этого он работал в Константинополе и близлежащих к столице городах, затем переехал в Каффу (Феодосию), откуда, вероятно, и был приглашен в Новгород (новгородцы поддерживали с Каффой тесные торговые связи). В 1378 году Феофан исполнил свою первую работу в Новгороде — расписал фресками церковь Спаса-Преображения на Ильине улице. Достаточно сравнить старца Мельхиседека из этой церкви с Ионой из Сковородского монастыря, чтобы понять, сколь ошеломляющее впечатление должно было произвести искусство феофана на его русских современников.
Персонажи у Феофана не только внешне не похожи друг на друга, как в росписях Сковородского монастыря, — они живут, проявляют себя по-разному. Каждый персонаж Феофана — незабываемый человеческий образ. Через движение, позу, жест художник умеет сделать зримым «внутреннего человека». Седобородый Мельхиседек величественным движением, достойным потомка эллинов, придерживает свиток с пророчеством. В его позе нет христианской покорности и благочестия. «Сквозь смирение праведника в Мельхиседеке проглядывает гордыня». Феофан мыслит фигуру трехмерно, пластически. Он отчетливо представляет себе, как располагается тело в пространстве, поэтому, несмотря на условный фон, его фигуры кажутся окруженными пространством, живущими в нем. Большое значение Феофан придавал передаче в живописи объема. Его способ моделировки эффектен, хотя на первый взгляд кажется эскизным и даже небрежным. Основной тон лица (коричневый) и одежды (серо-синий) Феофан кладет широкими; свободными мазками. Поверх основного тона в отдельных местах — над бровями, на переносице, под глазами — резкими, меткими ударами кисти он наносит светлые блики и пробела. С помощью бликов художник не только точно передает объем, но и добивается впечатления выпуклости формы, чего не достигали мастера более раннего времени. Озаренные вспышками бликов фигуры святых у Феофана приобретают особую трепетность, подвижность. Однако при этом они не производят впечатления реальных, «посюсторонних». Блики Феофана не есть светотеневая моделировка — они располагаются не только в высветленных, но и в затененных местах. Они словно бы отсветы того внутреннего озарения, которое, по представлениям византийских богословов, создателей учения об исихазме, не уничтожает, но чудесно преображает человеческую природу.
Исихазм — учение о мистическом единении человека с божеством, которого можно достигнуть в состоянии полного молчальничества, «бесстрастия» — исихни. Идеи исихазма, несомненно, оказали сильное воздействие на Феофана, поскольку начало его деятельности совпало по времени с официальным признанием исихазма греческой церковью в качестве «истинного учения» (40 — 50-е гг. XIV в.) Исихасты считали, что тело как таковое не является злым началом и источником греха в человеке. Они полагали, что под влиянием «страстной силы души» (т. е. в состоянии исихии) тело человека способно пережить высокие «духовные расположения». Исихасты понимали «бесстрастие» не как умерщвление страстей тела, но как обретение им «новой лучшей энергии». В тот момент, когда человек душой устремится к богу, его тело не «умертвится», но, наоборот, испытает озарение, приобретет особую мощь, или, как говорили исихасты, «переменится и осветится». Именно такими преображенными, внутренне «освещенными», мощными предстают святые у Феофана. Любой предмет у него кажется приобщенным к «новой лучшей энергии». В искусстве Феофана всегда незримо присутствует чудо. Плащ Мельхиседека так стремительно охватывает фигуру, как если бы обладал энергией или был наэлектризован. «Тело, само по себе темное и тяжеловесное, только тогда начинает жить в искусстве Феофана, когда он осветит его молниеносным светом своего воображения. Форма перестанет существовать, если утратятся блики».
Влияние Феофана на новгородскую живопись XIV столетия чрезвычайно значительно. Оно в равной степени проявилось и в фресковой живописи и в иконописи. На протяжении 70 — 80-х годов в Новгороде возник ряд фресковых ансамблей, создатели которых, без сомнения, глубоко изучили классические росписи церкви Спаса-Преображения. Это фрески в новгородской церкви Федора Стратилата, в храме Рождества богородицы на Волотовом поле, в церкви Спаса на Ковалеве и др. Гибель двух последних во время Великой Отечественной войны — тяжелая утрата для русского искусства. Это были художественные памятники мировой известности и значения. Такой образ, как волотовский евангелист Иоанн, по экспрессии не уступает образам Феофана. Пожалуй, искусство Феофана даже не столь бурно. Напряженный поворот головы, мощный, чуть ли не в половину лица, лоб, взметнувшаяся, будто подхваченная вихрем борода, скошенный, резкий взгляд маленьких глаз — все это придает Иоанну могучую земную силу. Порывистость, страстность фигур, смелость, стремительность, с какой они написаны, роднят волотовские росписи с фресками Феофана в церкви Спаса-Преображения. Однако между ними есть существенное различие. В волотовском Иоанне поражает бурное, стремительное движение, в Мельхиседеке — напряженность, сложность его духовной жизни. Более целостное мироощущение, характерный тип святых, близкий к новгородскому, дают возможность предположить, что волотовскую роспись исполнил один из талантливых русских учеников Феофана. Я.В. Брук Читайте далее: Икона «Успение», приписываемая Феофану Греку
|
Живое наследие Русская культура | Серия книг «Святые России» | Подсказки иконоведа Блокнот иконоведа | Контакты Карта сайта |
© Добрые начала, 2021-2025. Русская культура. История, архитектура, искусство. Православные святыни, старинные иконы, иконоведение. |