Живое наследие | Русская культура | Подсказки иконоведа |
НаследиеЖивопись в катакомбах: от земного к духовномуВизантия: от иконоборчества к мозаикам Софии КонстантинопольскойВладимирская богоматерьПринятие христианства на РусиМозаики и фрески Софии КиевскойФрески Дмитровского собора во ВладимиреНовгородское искусство домонгольской порыНовгородская икона «Десятинное успение» XIII векаПсковское «Успение» XIII века«Ярославская Оранта» XIII векаИскусство Новгорода и Пскова в XIII-XIV векахИкона XIV века «Параскева Пятница, Варвара и Ульяна»Феофан ГрекИкона «Успение», приписываемая Феофану ГрекуАндрей Рублёв«Троица» Андрея РублёваИкона «Успение» из Кирилло-Белозерского монастыряФрески церкви Спаса на КовалевеНовгородская иконопись XV векаНовгородская икона «Чудо Георгия о змие»Икона «Битва новгородцев с суздальцами»Две иконы из Каргополя | Икона «Битва новгородцев с суздальцами»Примером сложной и одновременно ясной, четко продуманной композиции может служить икона «Битва новгородцев с суздальцами» (первая половина XV века). В ней изображается не событие священной истории, а один из действительных эпизодов истории Новгорода: победа новгородцев над войском владимирского князя Андрея Боголюбского в 1169 году. Напоминание о победе, одержанной некогда новгородцами над суздальцами, преследовало ту же цель,что и составление в 1432 году в Новгороде особого, отличного от московского летописного свода «Софийский временник» или торжественное открытие в те же годы мощей местного новгородского святого — архиепископа Иоанна, при котором новгородцы разбили суздальское войско. Все это должно было возвысить Новгород и служить предостережением Москве.
Икону «Битва новгородцев с суздальцами» можно считать одним из первых памятников исторической живописи на Руси. Иконы подобного рода получили широкое распространение в Москве в эпоху Василия Ш и Ивана Грозного. Но возник этот «жанр» в Новгороде, и это обстоятельство составляет еще один штрих к характеристике новгородского искусства, менее всего отвлеченного, тесно связанного с общественной жизнью, открыто берущего на себя решение политических задач. Мастер трактует событие 1169 года как чудо, случившееся от иконы «Знамение божьей матери», почитавшейся защитницей Новгорода. Он делит поле иконы на три горизонтальные части-строки. В верхней изображено моление перед иконой «Знамение» в новгородской церкви Спаса на Ильине улице и торжественное перенесение иконы в главную святыню города — Софийский собор. На деревянном мосту через Волхов икону встречает толпа горожан. Преклонив колена, молитвенно простирая руки, новгородцы молят икону о даровании победы. В двух последующих горизонтальных поясах изображены степы и башни новгородского кремля. За ними приготовились к бою новгородские войска. Они поручили себя заступничеству «чудотворной». Предпринята последняя попытка предотвратить битву. Новгородские и суздальские послы съезжаются для переговоров. Их по трое от каждой стороны. Открытые, как бы объясняющие руки новгородцев и поднятые вверх в знак внимания руки суздальцев обозначают беседу между послами. Но суздальское войско не дождалось конца переговоров. Оно открыло стрельбу и «застрелило» икону — защитницу Новгорода. Разгневанная богоматерь призывает во главу новгородского войска святых воинов — Георгия, Бориса, Глеба. Предводительствуемое ими новгородское войско стремительно нападает на суздальцев (третий, последний пояс). В рядах суздальского воинства происходит смятение. Многие падают под безжалостными ударами новгородцев, многие просят о пощаде. Полной победой Новгорода заканчивается грозная битва. Таков сюжет иконы. Его поясняют надписи, которыми сопровождается каждая часть. Однако любой эпизод настолько выразителен, что икона понятна и без письменных пояснений. Решение иконы свидетельствует о поразительном композиционном и декоративном чутье новгородского художника. Во всех трех ярусах с краев располагаются статичные многофигурные группы, которые составляют как бы устойчивые «борта» иконы, между которыми развертывается действие. Такова общая архитектоника иконы. Не менее продуман и каждый отдельный эпизод. Ритм первой сцены моления определен ритмом древней иконы «Знамение», перед которой стоят молящиеся. Подобно иконе «Знамение», сцена моления также имеет пирамидальный силуэт (архитектура храма) . Островерхому силуэту церкви Спаса на Ильине в правой части икопы отвечают золотые верха Новгородской Софии. Этим достигается композиционное равновесие. Между двумя строениями, воплощающими собой величие, силу Новгорода, располагается широкая дуга деревянного моста. Она объединяет обе группы новгородцев. В центре над толпой (и строго по центру иконы) — икона богоматери. «Так получилась удивительная в своей гармонической расчлененности, симметричной стройности и завершенной закругленности композиция... Народное, государственное, церковное единство оказалось мощно и сосредоточенно воплощенным: при взгляде на нее уже можно предвидеть и предсказать исход последующих событий, составляющих содержание двух нижних поясов». Воинства во втором поясе иконы трактованы по старой традиционной схеме: ряд «червленых» щитов, выше — одно к одному-суровые лица воинов, еще выше — целый лес островерхих шлемов, прорезанный острыми пиками и цветными развевающимися стандартами. Великолепно подчеркнута замкнутость, разделенность двух воинских групп. По контрасту с войсками, где отдельная личность не выделяется из общей массы, особенно выразительны фигуры послов. Их лица, одеяния, головные уборы различны; головы располагаются не одна над другой, а друг за другом. Встреча послов — это еще краткий миг мира. Но за спиной послов войска приготовились к бою, и трубачи суздальцев уже трубят тревогу. И, наконец, нижний пояс, самый удивительный из всех трех. Два враждующих воинства столкнулись между собой. Веселый, нападающий ритм новгородских копий и смятенный ритм отступающих суздальцев. Длинные карающие пики в руках новгородских защитников и пики суздальцев, из которых ни одна не поражает противника, но все обращены в разные стороны. Победно взмывший штандарт новгородцев и поникший, как увядший цветок (удивительной смелой формы), суздальский штандарт. Новгородцы дерутся с безудержной отвагой. Победному мечу в руках Глеба вторит разящий меч ангела. Конь попирает упавшего суздальского воина. А из ворот детинца выезжают все новые ряды новгородцев, и «несть им числа». По экспрессии изображение битвы-чудо новгородского искусства.
«Казалось бы, что может быть наивнее трех всадников, несущих на своих конях всю многочисленную суздальскую конницу?.. Но с каким неуловимым тактом и искусством, не разбивая впечатления целостности вражеской конницы, охватив ее одной непрерывной линией, художник показал хаос чувств, охвативших ее, п беспорядочную борьбу настроений, приведших ее к бегству... Только мудрый, прошедший долгую художественную школу мастер мог создать такую внутренне законченную композицию, как эта группа суздальского войска... По своей сжатости, закругленности и равновесию форм она может быть поставлена наряду с совершеннейшими образцами эллинистического искусства». В «Битве новгородцев с суздальцами» поражает красота, выразительность каждой отдельной группы и величественность целого. Но наиболее поразительно то, что все богатство содержания этой вещи раскрыто исключительно художественными средствами - композицией, ритмом, цветом. Икона говорит с нами на чистом языке живописи. Это свидетельствует не только о большом таланте создавшего ее художника, но и о необычайно высоком уровне культуры народа, для которого это искусство создавалось. Я.В. Брук Читайте далее: Две иконы из Каргополя
|
Живое наследие Русская культура | Серия книг «Святые России» | Подсказки иконоведа Блокнот иконоведа | Контакты Карта сайта |
© Добрые начала, 2021-2025. Русская культура. История, архитектура, искусство. Православные святыни, старинные иконы, иконоведение. |