Живое наследие
Живопись в катакомбах: от земного к духовному Иконопись появилась на Руси в Х веке, после того как в 988 году Русь приняла от Византии новую религию — христианство. К этому времени в самой Византии иконопись окончательно превратилась в строго узаконенную, признанную канонической систему изображений. Поклонение иконе стало неотъемлемой частью христианского вероучения и богослужения. Таким образом, Русь получила икону как одно из «оснований» новой религии...
Византия: от иконоборчества к мозаикам Софии Константинопольской В IV веке христианство стало государственной религией Восточной Римской империи — Византии. Из катакомб и подземных кладбищ живопись перешла на стены просторных храмов и богатых дворцов. Она почти целиком переняла приемы античного искусства, выработанные для торжественных светских изображений...
Владимирская богоматерь На иконе богоматерь представлена в образе матери, ласкающей сына. Она бережно придерживает рукой тело Христа, а он в живом, порывистом движении закинул руку за шею матери, склонил к себе ее лицо и ласково приник к нему щекой. По христианскому преданию, Мария знала о том, какая участь ждет ее сына. Она знала, что он погибнет, распятый на кресте, принеся себя в жертву людям. Поэтому она не могла радоваться, лаская сына, поэтому ее лицо исполнено скорби...
Принятие христианства на Руси По свидетельству «Повести временных лет», Русь приняла христианство от Византии. Из греческого города Корсуня (Херсонеса) привел Владимир в Киев первых священников и привез «сосуды церковные и иконы на благословение». Из Византии же были присланы на Русь первые епископы, крестившие весь народ. В 997-998 годах в Киеве была учреждена митрополия, и русская земля стала частью Константинопольской патриархии. Первые русские митрополиты были греками...
Мозаики и фрески Софии Киевской В 1037 году Ярослав заложил в Киеве новый храм — Софийский. В летописи не содержится указаний на то, кого пригласил князь для строительства собора. Однако не вызывает сомнений, что в работе принимали участие греческие архитекторы и мастера. Вошедшего в собор поражает великолепие его убранства. Алтарную апсиду собора занимает огромное изображение богоматери в позе Оранты...
Фрески Дмитровского собора во Владимире С конца XI века единое Киевское государство распалось на множество мелких феодальных княжеств. Ярослав Мудрый еще удерживал в подчинении Киев, Новгород и Чернигов, но уже в начале ХII века каждый из этих городов стал центром самостоятельного княжества. Обособившиеся земли стремились к политической независимости и к созданию собственной культуры...
Новгородское искусство домонгольской поры Наряду с Владимиром крупнейшим центром русской культуры домонгольской поры был Новгород Великий. Среди древнерусских городов он наиболее самобытен. Даже в эпоху киевского господства, будучи под властью киевского князя, Новгород — не вассал Киева, а опора княжеской власти. И Владимир и Ярослав Мудрый — новгородские князья, силой занявшие общерусский, киевский стол...
Новгородская икона «Десятинное успение» XIII века Интересным памятником новгородской живописи ХШ века является большая икона «Успение» из новгородского Десятинного монастыря. В центре иконы изображено ложе, на котором покоится тело богоматери. Над ложем — высокая фигура Христа. Он держит в левой руке запеленатого в белые ткани младенца — душу богоматери...
Псковское «Успение» XIII века Рядом с классически строгим искусством Новгорода живопись его «младшего брата» — Пскова выглядит более архаичной. Сравним «Десятинное успение» с псковским «Успением» XIII века из церкви на Пароменье…
«Ярославская Оранта» XIII века В XIII веке в Ярославле был создан ряд первоклассных живописных памятников. К их числу относится богоматерь «Великая Панагия», иначе называемая «Ярославской Орантой», одно из лучших произведений русской живописи домонгольского периода…
Искусство Новгорода и Пскова в XIII-XIV веках В первой трети ХШ века орды восточных кочевых племен обрушились на русские земли. В 1237 году пали города Старая Рязань, Владимир, Москва, через два года — Киев. Пройдя русские земли, татары вторглись в пределы Европы, опустошили Галицию, Волынь, Польшу, захватили Силезию, Моравию, Венгрию и в 1241 году остановились у стен Вены...
Икона XIV века «Параскева Пятница, Варвара и Ульяна» Святые торжественно предстоят зрителю, но их предстояние не есть неподвижность. Параскева стоит в три четверти к зрителю, но голова повернута почти прямо. Отсюда впечатление сложного пространственного разворота фигуры. Еще необычнее по движению Ульяна — ее торс и голова обращены в разные стороны. Варвара, центральная фигура псковской иконы, энергично шагает вперед...
Феофан Грек Феофан попал в Новгород, очевидно, в 70-е годы XIV века. До этого он работал в Константинополе и близлежащих к столице городах, затем переехал в Каффу (Феодосию), откуда, вероятно, и был приглашен в Новгород (новгородцы поддерживали с Каффой тесные торговые связи). В 1378 году Феофан исполнил свою первую работу в Новгороде — расписал фресками церковь Спаса-Преображения на Ильине улице...
Икона «Успение», приписываемая Феофану Греку В отличие от новгородского и псковского «Успения» действие в иконе происходит как бы в замкнутом, ограниченном пространстве. Зеленый позем, на котором стоит ложе Марии и теснятся апостолы, составляет его передний край. Синяя мандорла воспринимается как более удаленный пространственный план. Два здания, будучи повернуты к центру, замыкают пространство с боков, отгораживают его от внешнего мира...
Андрей Рублёв О жизни прославленного художника Москвы Андрея Рублева известно немного. Летописи указывают города, в которых он работал, и церкви, которые он украшал иконами п фресками. Они сообщают, что Рублев скончался в «старости велите» в московском Андрониковом монастыре, монахом которого был. Этим немногим, по существу, исчерпываются сведения о жизни великого художника...
«Троица» Андрея Рублёва В иконе Рублева поражает необыкновенная простота, «немногословность», с какой воспроизведено библейское событие. Из ветхозаветного рассказа художник выбрал лишь те детали, которые дают представление, где и как происходило действие: гора (символ пустыни), палаты Авраама и Мамврийский дуб. Подобной смелости в отношении к священному тексту напрасно искать в более ранних иконах...
Икона «Успение» из Кирилло-Белозерского монастыря Хотя источники XVII века и называют ее «иконой Рублева письма», автор «Белозерского успения» — один из талантливых современников Рублева. Ero искусство менее утонченно, менее философично, чем рублевское. Возможно, это даже не московский, а местный кирилло-белозерский мастер, испытавший в своем творчестве сильное воздействие искусства Рублева.
Фрески церкви Спаса на Ковалеве Пафос ковалевской фрески — безмерность, безысходность человеческой скорби. Христос, будучи в центре композиции, воспринимается не сразу. Его фигура теряется в беспорядочном нагромождении линий, беспокойных складок, ломаных контуров, зигзагообразных пробелов, что сразу вносит в изображение тревогу и смятение...
Новгородская иконопись XV века Если во второй половине XIV века наиболее значительные результаты в новгородском искусстве были достигнуты в области фресковой живописи, а икона занимала второстепенное по отношению к фреске положение, то в XV столетии картина меняется: фреска утрачивает свое значение, а иконопись переживает блестящий расцвет. Она полностью высвобождается из-под влияния монументального искусства и обретает свой собственный язык...
Новгородская икона «Чудо Георгия о змие» До наших дней дошли многие новгородские иконы с изображением святого Георгия. Новгородские мастера любили изображать отважного всадника, смело поражающего копьем страшное чудовище — дракона. В их сознании Георгий, или, как его еще называли на Руси, Егорий Храбрый, был воплощением светлого начала, ведущего борьбу с враждебными человеку силами. День Георгия приходился на 23 апреля, и потому его праздник издавна связывался с празднованием наступления весны. Очевидно, поэтому Георгий в народе получил также значение предвозвестника судьбы, «раздавателя счастья»...
Икона «Битва новгородцев с суздальцами» Примером сложной и одновременно ясной, четко продуманной композиции может служить икона «Битва новгородцев с суздальцами» (первая половина XV века). В ней изображается не событие священной истории, а один из действительных эпизодов истории Новгорода: победа новгородцев над войском владимирского князя Андрея Боголюбского в 1169 году...
Две иконы из Каргополя Хотелось бы обратиться к двум иконам, раскрывающим, как нам кажется, общую жизненную позицию новгородского художника XV века, его отношение к миру. жизни, страданию, смерти. Речь идет о двух иконах из собрания Государственной Третьяковской галереи: «Снятие со креста» и «Положение во гроб» (последняя четверть XV в.). Обе иконы, очевидно, входили в один праздничный чин и были исполнены одним художником...
Древнерусская живопись охватывает период с XI по XVII век. На первый взгляд кажется, что она мало изменилась за этот огромный срок: от киевских мозаик до ярославских фресок русская икоопись сохранила плоскостный строй, обратную перспективу, условные приемы исполнения, ограниченный круг сюжетов. Но представление о неизменности древнерусской живописи ошибочно. Каждый новый исторический период вносил в нее новые идеи и приемы, каждый исторический поворот отражался в живописных приёмах и композиционных деталях.
То, что общее решение иконы определялось каноном, что на протяжении многих веков русская живопись оставалась в пределах традиционной сюжетики и иконографии, обусловило особую точность, выверенность мастерства русских иконописцев. В лучших русских иконах ни одна «формальная деталь» не безразлична идейному замыслу. Минимальными средствами — введя в икону неприметную с первого взгляда подробность, чуть изменив композиционный ритм, силуэт, цветовой строй иконы — художник умел придать традиционному сюжету новое звучание.
Иконопись не могла не отражать в себе живых наблюдений над действительностью, В религиозных представлениях о мире отразился реальный человеческий опыт: извечная народная мечта о мире и справедливости на земле, размышления о самоотверженности материнской любви, мысль о вечности жизни и о смерти как одном из проявлений всеобщего порядка бытия...
Содержание иконописи — это средневековый человек в его отношении к реальному миру или реальный мир в своей внутренней ценности, каким он представлялся сознанию средневекового человека. И если рассматривать иконопись под углом зрения этого ее содержания, то окажется, что основные идеи средневекового искусства близки и понятны современному человеку.
|