Добрые начала  
  Живое наследие Русская культура Подсказки иконоведа  
 
 

НаследиеЖивопись в катакомбах: от земного к духовномуВизантия: от иконоборчества к мозаикам Софии КонстантинопольскойВладимирская богоматерьПринятие христианства на РусиМозаики и фрески Софии КиевскойФрески Дмитровского собора во ВладимиреНовгородское искусство домонгольской порыНовгородская икона «Десятинное успение» XIII векаПсковское «Успение» XIII века«Ярославская Оранта» XIII векаИскусство Новгорода и Пскова в XIII-XIV векахИкона XIV века «Параскева Пятница, Варвара и Ульяна»Феофан ГрекИкона «Успение», приписываемая Феофану ГрекуАндрей Рублёв«Троица» Андрея РублёваИкона «Успение» из Кирилло-Белозерского монастыряФрески церкви Спаса на КовалевеНовгородская иконопись XV векаНовгородская икона «Чудо Георгия о змие»Икона «Битва новгородцев с суздальцами»Две иконы из Каргополя


Псковское «Успение» XIII века

Рядом с классически строгим искусством Новгорода живопись его «младшего брата» — Пскова выглядит более архаичной. Сравним «Десятинное успение» с псковским «Успением» XIII века из церкви на Пароменье. Казалось бы, в псковской иконе изображено то же, что и в новгородской: у ложа Марии собрались апостолы, в центре — Христос с младенцем — душой богоматери в руках. Новыми с точки зрения иконографии являются лишь мандорла (синий, заостренный кверху овал, символизирующий славу), в которой изображен Христос, и высокие двухэтажные башни, где находятся оплакивающие Марию женщины. Но при сходстве сюжета — какая разница в его трактовке!

Неискушенному зрителю иконы на один сюжет кажутся одинаковыми. Он считает, что если в них изображаются одни и те же действующие лица, одни и те же детали, то они имеют одно содержание. Однако в древнерусской живописи среди икон на один и тот же сюжет мы не найдем двух одинаковых. Каждый иконописец вносит в изображение свои приемы: сюжет остается тот же, но меняется колорит, композиция, ритм, а это значит, что изменяется содержание, смысл произведения.

Псковская икона «Успение» XIII века
Икона «Успение»
Псков
XIII в.
Государственная Третьяковская галерея

Просветленная печаль «Десятинного успения» не похожа на суровое настроение псковской иконы. Почти все поле иконы занимает траурное ложе с телом усопшей Марии. Апостолы стоят тесными группами возле него. Один из них поднес к глазам край гиматия, чтобы утереть слезы; другой в отчаянии закрыл глаза руками; третий прижал руку к лицу, не в силах оторвать взгляд от усопшей. Псковские апостолы с мужицкими лицами, тяжелыми руками и ногами не умеют преодолевать страдание с помощью размышления, духовного возвышения над ним. Они воспринимают смерть как мучительный конец. Кажется, что для псковского мастера смерть — это не начало нового бытия на небе, но конец единственной отпущенной человеку жизни.

Достаточно всмотреться в мертвое лицо Марии, чтобы почувствовать, как реально воспринимает художник смерть. В иконе нет двух сфер — земной и небесной. В ней нет чистых, светлых, небесных красок. Даже Христос не вносит в икону просветления. Его мандорла, окруженная венцом ангелов, не поднимается в небеса, а стоит на земле, рядом с башнями, где находятся плакальщицы. Христос спустился на землю, чтобы принять душу Марии, — так в греческих мифах старец Харон приплывал на берега Стикса, чтобы перевезти души умерших в мрачное царство Аида.

Отличие новгородской и псковской икон не только в их внешней непохожести, не только в том, что формы псковской иконы огрублены и утяжелены по сравнению с новгородской живописью. Суть отличия в том, что псковский мастер видит мир иными глазами, чем создатель «Десятинного успения». Если смысл новгородской иконы — апофеоз вечной жизни Марии, то в псковской иконе главное — оплакивание ее смерти. Псковская икона уступает новгородской в мастерстве и тонкости исполнения, но превосходит ее в силе и непосредственности выражения человеческой скорби и страдания.

«Пароменское успение» при всем стремлении художника точно следовать греческому канону не походит на греческий образец, так же как не походила на официальное богословие суровая и простая вера псковичей.


Я.В. Брук




Читайте далее: «Ярославская Оранта» XIII века

 → Главная   → Живое наследие   → Псковское «Успение» XIII века  
 
 
  Икона «Параскева, Варвара и Ульяна» Горицкий успенский монастырь Богоматерь «Великая Панагия» или Ярославская Оранта 
 
 
Живое наследие
Русская культура

Серия книг
«Святые России»


Подсказки иконоведа
Блокнот иконоведа

Контакты
Карта сайта
 
 

Число 1947, записанное кириллицей


© Добрые начала, 2021.   
Русская культура. История, архитектура, искусство.
Православные святыни, старинные иконы, иконоведение.


Иконоведы в социальной сети Вконтакте