Живое наследие | Русская культура | Подсказки иконоведа |
НаследиеЖивопись в катакомбах: от земного к духовномуВизантия: от иконоборчества к мозаикам Софии КонстантинопольскойВладимирская богоматерьПринятие христианства на РусиМозаики и фрески Софии КиевскойФрески Дмитровского собора во ВладимиреНовгородское искусство домонгольской порыНовгородская икона «Десятинное успение» XIII векаПсковское «Успение» XIII века«Ярославская Оранта» XIII векаИскусство Новгорода и Пскова в XIII-XIV векахИкона XIV века «Параскева Пятница, Варвара и Ульяна»Феофан ГрекИкона «Успение», приписываемая Феофану ГрекуАндрей Рублёв«Троица» Андрея РублёваИкона «Успение» из Кирилло-Белозерского монастыряФрески церкви Спаса на КовалевеНовгородская иконопись XV векаНовгородская икона «Чудо Георгия о змие»Икона «Битва новгородцев с суздальцами»Две иконы из Каргополя | Псковское «Успение» XIII векаРядом с классически строгим искусством Новгорода живопись его «младшего брата» — Пскова выглядит более архаичной. Сравним «Десятинное успение» с псковским «Успением» XIII века из церкви на Пароменье. Казалось бы, в псковской иконе изображено то же, что и в новгородской: у ложа Марии собрались апостолы, в центре — Христос с младенцем — душой богоматери в руках. Новыми с точки зрения иконографии являются лишь мандорла (синий, заостренный кверху овал, символизирующий славу), в которой изображен Христос, и высокие двухэтажные башни, где находятся оплакивающие Марию женщины. Но при сходстве сюжета — какая разница в его трактовке! Неискушенному зрителю иконы на один сюжет кажутся одинаковыми. Он считает, что если в них изображаются одни и те же действующие лица, одни и те же детали, то они имеют одно содержание. Однако в древнерусской живописи среди икон на один и тот же сюжет мы не найдем двух одинаковых. Каждый иконописец вносит в изображение свои приемы: сюжет остается тот же, но меняется колорит, композиция, ритм, а это значит, что изменяется содержание, смысл произведения.
Просветленная печаль «Десятинного успения» не похожа на суровое настроение псковской иконы. Почти все поле иконы занимает траурное ложе с телом усопшей Марии. Апостолы стоят тесными группами возле него. Один из них поднес к глазам край гиматия, чтобы утереть слезы; другой в отчаянии закрыл глаза руками; третий прижал руку к лицу, не в силах оторвать взгляд от усопшей. Псковские апостолы с мужицкими лицами, тяжелыми руками и ногами не умеют преодолевать страдание с помощью размышления, духовного возвышения над ним. Они воспринимают смерть как мучительный конец. Кажется, что для псковского мастера смерть — это не начало нового бытия на небе, но конец единственной отпущенной человеку жизни. Достаточно всмотреться в мертвое лицо Марии, чтобы почувствовать, как реально воспринимает художник смерть. В иконе нет двух сфер — земной и небесной. В ней нет чистых, светлых, небесных красок. Даже Христос не вносит в икону просветления. Его мандорла, окруженная венцом ангелов, не поднимается в небеса, а стоит на земле, рядом с башнями, где находятся плакальщицы. Христос спустился на землю, чтобы принять душу Марии, — так в греческих мифах старец Харон приплывал на берега Стикса, чтобы перевезти души умерших в мрачное царство Аида. Отличие новгородской и псковской икон не только в их внешней непохожести, не только в том, что формы псковской иконы огрублены и утяжелены по сравнению с новгородской живописью. Суть отличия в том, что псковский мастер видит мир иными глазами, чем создатель «Десятинного успения». Если смысл новгородской иконы — апофеоз вечной жизни Марии, то в псковской иконе главное — оплакивание ее смерти. Псковская икона уступает новгородской в мастерстве и тонкости исполнения, но превосходит ее в силе и непосредственности выражения человеческой скорби и страдания. «Пароменское успение» при всем стремлении художника точно следовать греческому канону не походит на греческий образец, так же как не походила на официальное богословие суровая и простая вера псковичей. Я.В. Брук Читайте далее: «Ярославская Оранта» XIII века
|
Живое наследие Русская культура | Серия книг «Святые России» | Подсказки иконоведа Блокнот иконоведа | Контакты Карта сайта |
© Добрые начала, 2021. Русская культура. История, архитектура, искусство. Православные святыни, старинные иконы, иконоведение. |