Псковская икона XIV века «Параскева Пятница, Варвара и Ульяна»
Новые тенденции чрезвычайно ярко и самобытно проявились в псковских иконах второй половины XIV века. Им присущи особая сила, страстность, непосредственность выражения.
В замечательной иконе «Параскева Пятница, Варвара и Ульяна» святые торжественно предстоят зрителю, но их предстояние не есть неподвижность, как в «Ярославской богоматери». Параскева стоит в три четверти к зрителю, но голова повернута почти прямо. Отсюда впечатление сложного пространственного разворота фигуры. Еще необычнее по движению Ульяна — ее торс и голова обращены в разные стороны. Варвара, центральная фигура псковской иконы, энергично шагает вперед. Правда, жестом она словно бы отстраняет зрителя от себя, но сам ее жест свидетельствует о том, что она связана с людьми.
Икона «Параскева Пятница, Варвара и Ульяна»
Псковская школа
Последняя четверть XIV в.
Государственная Третьяковская галерея
Новое, более свободное, живое ощущение мира проявляется в самой живописной манере псковского мастера. Он пишет широко и эскизно, без мелкой, ювелирной отделки, столь свойственной памятникам домонгольского искусства, как бы рассчитывая, что икона будет смотреться с большого расстояния.
Художник работает без прорисей, нанося предварительный рисунок прямо по левкасу жидкой черной краской. Так работают опытные фрескисты, смело владеющие кистью, добившиеся счастливой быстроты исполнения. Иногда мастер пользуется легкими, как будто исчезающего описями; так написаны складки па чепцах Параскевы и Ульяпы, кресты в их руках, цветные пробела в одеждах: голубые на синем — у Параскевы, красные на коричневом — у Варвары, желтые на зеленом — у Ульяны. Легкие описи создают ощущение изменчивости предмета. Но при этом живопись не становится бестелесной и призрачной — форма сохраняет пластичность.
Художественное новаторство псковского мастера проявилось в том, что организующим началом в его иконе становится не линейный ритм, как в домонгольских памятниках, но ритм цветовой, основанный на чередовании нескольких цветов: желтого (фон), темно-зеленого (позем), изумрудного оттенка зелени (хитон Параскевы и мафорий Ульяны), приглушенной охры (хитон Ульяны) и киновари (мафорий Параскевы). Ритмически вторя один другому, они создают поразительный по цельности цветовой ансамбль.
Центральная фигура Варвары — цветовая кульминация иконы. В одежде Варвары основные цвета как бы соединяются, обогащают один другой: киноварь и охра превращаются в вишневый цвет мафория, темная и изумрудная зелень — в темно-синий цвет хитона. Чтобы упрочить связь центральной и боковых фигур, мастер решает группу Христа Эммануила и двух ангелов (она помещена над головой Варвары строго по центру иконы) в тех же цветах, что мафорий Параскевы и Ульяны, — киноварь и темная зелень. Тем самым икона приобретает окончательную завершенность: не только центральные и боковые фигуры, но и верх и низ иконы оказываются прочно связанными в цвете (ср. темно-зеленый позем, киноварные сапожки Варвары и зелено-черный полукруг неба, ярко-красное одеяние Христа). [Корона на голове Варвары, нарушающая цветовой ритм иконы, является позднейшей записью.]
Я.В. Брук
Читайте далее: Феофан Грек
|