|
НаследиеИскусство Новгорода и Пскова в XIII-XIV векахИкона XIV века «Параскева Пятница, Варвара и Ульяна»Феофан ГрекИкона «Успение», приписываемая Феофану ГрекуАндрей Рублёв«Троица» Андрея РублёваИкона «Успение» из Кирилло-Белозерского монастыряФрески церкви Спаса на КовалевеНовгородская иконопись XV векаНовгородская икона «Чудо Георгия о змие»Икона «Битва новгородцев с суздальцами»Две иконы из Каргополя
|
Живое наследие
Искусство Новгорода и Пскова в XIII-XIV веках В первой трети ХШ века орды восточных кочевых племен обрушились на русские земли. В 1237 году пали города Старая Рязань, Владимир, Москва, через два года — Киев. Пройдя русские земли, татары вторглись в пределы Европы, опустошили Галицию, Волынь, Польшу, захватили Силезию, Моравию, Венгрию и в 1241 году остановились у стен Вены...
Икона XIV века «Параскева Пятница, Варвара и Ульяна» Святые торжественно предстоят зрителю, но их предстояние не есть неподвижность. Параскева стоит в три четверти к зрителю, но голова повернута почти прямо. Отсюда впечатление сложного пространственного разворота фигуры. Еще необычнее по движению Ульяна — ее торс и голова обращены в разные стороны. Варвара, центральная фигура псковской иконы, энергично шагает вперед...
Феофан Грек Феофан попал в Новгород, очевидно, в 70-е годы XIV века. До этого он работал в Константинополе и близлежащих к столице городах, затем переехал в Каффу (Феодосию), откуда, вероятно, и был приглашен в Новгород (новгородцы поддерживали с Каффой тесные торговые связи). В 1378 году Феофан исполнил свою первую работу в Новгороде — расписал фресками церковь Спаса-Преображения на Ильине улице...
Икона «Успение», приписываемая Феофану Греку В отличие от новгородского и псковского «Успения» действие в иконе происходит как бы в замкнутом, ограниченном пространстве. Зеленый позем, на котором стоит ложе Марии и теснятся апостолы, составляет его передний край. Синяя мандорла воспринимается как более удаленный пространственный план. Два здания, будучи повернуты к центру, замыкают пространство с боков, отгораживают его от внешнего мира...
Андрей Рублёв О жизни прославленного художника Москвы Андрея Рублева известно немного. Летописи указывают города, в которых он работал, и церкви, которые он украшал иконами п фресками. Они сообщают, что Рублев скончался в «старости велите» в московском Андрониковом монастыре, монахом которого был. Этим немногим, по существу, исчерпываются сведения о жизни великого художника...
«Троица» Андрея Рублёва В иконе Рублева поражает необыкновенная простота, «немногословность», с какой воспроизведено библейское событие. Из ветхозаветного рассказа художник выбрал лишь те детали, которые дают представление, где и как происходило действие: гора (символ пустыни), палаты Авраама и Мамврийский дуб. Подобной смелости в отношении к священному тексту напрасно искать в более ранних иконах...
Икона «Успение» из Кирилло-Белозерского монастыря Хотя источники XVII века и называют ее «иконой Рублева письма», автор «Белозерского успения» — один из талантливых современников Рублева. Ero искусство менее утонченно, менее философично, чем рублевское. Возможно, это даже не московский, а местный кирилло-белозерский мастер, испытавший в своем творчестве сильное воздействие искусства Рублева.
Фрески церкви Спаса на Ковалеве Пафос ковалевской фрески — безмерность, безысходность человеческой скорби. Христос, будучи в центре композиции, воспринимается не сразу. Его фигура теряется в беспорядочном нагромождении линий, беспокойных складок, ломаных контуров, зигзагообразных пробелов, что сразу вносит в изображение тревогу и смятение...
Новгородская иконопись XV века Если во второй половине XIV века наиболее значительные результаты в новгородском искусстве были достигнуты в области фресковой живописи, а икона занимала второстепенное по отношению к фреске положение, то в XV столетии картина меняется: фреска утрачивает свое значение, а иконопись переживает блестящий расцвет. Она полностью высвобождается из-под влияния монументального искусства и обретает свой собственный язык...
Новгородская икона «Чудо Георгия о змие» До наших дней дошли многие новгородские иконы с изображением святого Георгия. Новгородские мастера любили изображать отважного всадника, смело поражающего копьем страшное чудовище — дракона. В их сознании Георгий, или, как его еще называли на Руси, Егорий Храбрый, был воплощением светлого начала, ведущего борьбу с враждебными человеку силами. День Георгия приходился на 23 апреля, и потому его праздник издавна связывался с празднованием наступления весны. Очевидно, поэтому Георгий в народе получил также значение предвозвестника судьбы, «раздавателя счастья»...
Икона «Битва новгородцев с суздальцами» Примером сложной и одновременно ясной, четко продуманной композиции может служить икона «Битва новгородцев с суздальцами» (первая половина XV века). В ней изображается не событие священной истории, а один из действительных эпизодов истории Новгорода: победа новгородцев над войском владимирского князя Андрея Боголюбского в 1169 году...
Две иконы из Каргополя Хотелось бы обратиться к двум иконам, раскрывающим, как нам кажется, общую жизненную позицию новгородского художника XV века, его отношение к миру. жизни, страданию, смерти. Речь идет о двух иконах из собрания Государственной Третьяковской галереи: «Снятие со креста» и «Положение во гроб» (последняя четверть XV в.). Обе иконы, очевидно, входили в один праздничный чин и были исполнены одним художником...
Древнерусская живопись охватывает период с XI по XVII век. На первый взгляд кажется, что она мало изменилась за этот огромный срок: от киевских мозаик до ярославских фресок русская икоопись сохранила плоскостный строй, обратную перспективу, условные приемы исполнения, ограниченный круг сюжетов. Но представление о неизменности древнерусской живописи ошибочно. Каждый новый исторический период вносил в нее новые идеи и приемы, каждый исторический поворот отражался в живописных приёмах и композиционных деталях.
То, что общее решение иконы определялось каноном, что на протяжении многих веков русская живопись оставалась в пределах традиционной сюжетики и иконографии, обусловило особую точность, выверенность мастерства русских иконописцев. В лучших русских иконах ни одна «формальная деталь» не безразлична идейному замыслу. Минимальными средствами — введя в икону неприметную с первого взгляда подробность, чуть изменив композиционный ритм, силуэт, цветовой строй иконы — художник умел придать традиционному сюжету новое звучание.
Иконопись не могла не отражать в себе живых наблюдений над действительностью, В религиозных представлениях о мире отразился реальный человеческий опыт: извечная народная мечта о мире и справедливости на земле, размышления о самоотверженности материнской любви, мысль о вечности жизни и о смерти как одном из проявлений всеобщего порядка бытия...
Содержание иконописи — это средневековый человек в его отношении к реальному миру или реальный мир в своей внутренней ценности, каким он представлялся сознанию средневекового человека. И если рассматривать иконопись под углом зрения этого ее содержания, то окажется, что основные идеи средневекового искусства близки и понятны современному человеку.
|
|