Живое наследие | Русская культура | Подсказки иконоведа |
Русская культураНовгород. Владычная (Грановитая) палатаСтроительство Владычной палатыПарадный зал Владычной палатыИсторические потрясения Великого НовгородаСокровищница русского искусстваЮвелирное искусство Новгорода в XI-XII векахКратиры из Софии НовгородскойМалый и большой сионы из Софии НовгородскойЗолотое и жемчужное шитьё XII векаКризис татаро-монгольского нашествия и возрождение русского искусстваНовгородское прикладное искусство XVI векаНовгородское прикладное искусство XVII векаПатриарх, император и безымянные мастераРусское и западное прикладное искусство XVIII векаНовгородские мастера XIX векаВознесенский собор в Московском КремлеГорицкий Успенский монастырьМузей деревянного зодчества «Витославлицы» | Малый и большой сионы из Софии НовгородскойМежду кратерами помещен малый, а в соседней витрине – большой сионы. Они также из Софийского собора. Это о них упоминает архидьякон Павел Алеппский в описании путешествия антиохийского патриарха Макария в Россию. Рассказывая о посещении Софийского собора, он сообщает: «На великом выходе дьяконы несли серебряное изображение Сионской церкви и храма Воскресения...» Павел Алеппский был в Новгороде в XVII веке, а сионы изготовлены на много столетий раньше, и первоначальная их история до сих пор неизвестна.
Строгие монументальные формы большого сиона хорошо сочетаются с великолепными чеканными и чернеными украшениями, он выглядит удивительно цельным и гармоничным. Это одно из лучших произведений русского прикладного искусства домонгольского периода. Историки и искусствоведы пока не определили время и место изготовления большого сиона. Точно датируются только изысканные по технике чеканки легкие и стройные фигуры двенадцати апостолов на двустворчатых дверцах в нижней части сиона. Тот же мастер по обработке металла, который чеканил фигуры апостолов, очевидно, вырезал и некоторые владычные и княжеские печати XII века, найденные в Новгороде. Об этом говорит схожесть характера изображений и надписей на -печатях и на дверцах сиона. Имени этого выдающегося художника мы не знаем. В отличие от Братилы и Косты он не оставил автографа на своем изделии. Сионы имели символическое назначение. Они напоминали верующим о «матери всех церквей» — храме Воскресения Христа в Иерусалиме и своим богатством придавали церковным обрядам особую пышность и торжественность. Такие сионы были в соборах Москвы, Киева, Пскова, Владимира. В настоящее время известны еще только два московских сиона, но они изготовлены значительно позднее новгородских. Гормин В. В. Грановитая палата: Краеведческий очерк. Читайте далее: Золотое и жемчужное шитьё XII века
|
Живое наследие Русская культура | Серия книг «Святые России» | Подсказки иконоведа Блокнот иконоведа | Контакты Карта сайта |
© Добрые начала, 2021. Русская культура. История, архитектура, искусство. Православные святыни, старинные иконы, иконоведение. |