Добрые начала  
  Живое наследие Русская культура Подсказки иконоведа  
 
 

Русская культураНовгород. Владычная (Грановитая) палатаСтроительство Владычной палатыПарадный зал Владычной палатыИсторические потрясения Великого НовгородаСокровищница русского искусстваЮвелирное искусство Новгорода в XI-XII векахКратиры из Софии НовгородскойМалый и большой сионы из Софии НовгородскойЗолотое и жемчужное шитьё XII векаКризис татаро-монгольского нашествия и возрождение русского искусстваНовгородское прикладное искусство XVI векаНовгородское прикладное искусство XVII векаПатриарх, император и безымянные мастераРусское и западное прикладное искусство XVIII векаНовгородские мастера XIX векаВознесенский собор в Московском КремлеГорицкий Успенский монастырьМузей деревянного зодчества «Витославлицы»


Новгородские мастера XIX века

В XIX веке в развитии отраслей декоративно-прикладного искусства происходили большие изменения, что было связано с, зарождением и ростом капиталистических форм в хозяйстве. Много нового вносилось в технику обработки металлов (вальцовка, механический штамп, стандартизация отдельных деталей и т. п.).

В течение века наблюдаются значительные изменения и в самом стиле декоративно-прикладного искусства. Для начала века характерны классическая строгость форм, гладкие полированные поверхности. Широко применяется сочетание камня и металла, кости и металла.

Новгородская Владычная (Грановитая) палата в XIX веке
Новгородская Владычная (Грановитая) палата в XIX веке

В 1826 году петербургский мастер Кейбель выполнил Российскую императорскую корону. Им же по царскому заказу изготовлены из серой «глазковой» яшмы дискос (церковная тарелка) и потир, оправленные в позолоченное серебро и украшенные накладками живописной эмали. Николай Первый подарил их графине Анне Орловой, а она позже передала эти вещи в Юрьев монастырь. Сейчас они экспонируются в витрине у западной стены.

По заказу Аракчеева мастером Федором Верховцевым (Петербург) был изготовлен оклад Евангелия с эмалевыми живописными накладками и чеканными изображениями двуглавых орлов, скрещенных факелов и цифр, обозначающих дату смерти Александра I.

В середине столетия намечается перегрузка изделий орнаментом, наблюдается стремление к повторению старых образцов XVIII века. Большие серебряные кандила (подвесные подсвечники) из Софийского собора орнаментированы цветами и раковинами, гирляндами и бусинами, уже знакомыми по изделиям, хранящимся в витринах у северной стены палаты. Изготовил кандила петербургский серебряник Федор Верховцев, который часто выполнял заказы новгородского духовенства.

К концу столетия в прикладном искусстве Европы и России все явственнее проступают черты эклектизма, все чаще наблюдается смешение различных приемов и форм художественных стилей прошлого. В России пытались возродить традиции древнерусского искусства, повторяли формы изделий и мотивы орнаментов XII — XVII веков.

Таковы представленные в экспозиции изделия московских фирм Овчинникова, Хлебникова и др. Выполненные в так называемом псевдорусском стиле, они очень броски, эффектны, богато украшены скамью, эмалью, жемчугом.

В Новгороде в XIX веке уже не было серебряников, которые могли бы сравниться с мастерами ХI — XVII столетий. Последним значительным произведением новгородского серебряного и золотого дела можно считать серебряный вызолоченный оклад, изготовленный в i854 году новгородским мастером Калиной Рябковым на копию той самой иконы, которая якобы помогла новгородцам одержать победу над суздальцами.

Калина использовал материал и детали с древней золотой ризы, покрывавшей саму «чудотворную» икону. Среди них — камея византийской работы Х века, сканые запоры XVI — XVII веков и десять миниатюрных образков, выполненных в технике перегородчатой эмали. Изготовленные новгородским мастером, по технике исполнения и по общему темно-синему колориту они очень близки к перегородчатым эмалям с изображениями Георгия и Ипатия, о которых уже упоминалось.

Несмотря на миниатюрность из обращений, художник сумел наделить образы святых острыми, точными индивидуальными характеристиками. У Христа худое, изможденное лицо, огромные испытующие глаза под грозно сдвинутыми бровями. А рядом — фигура богоматери: нежный, мягкий овал лица, хрупкая, тонкая шея, умоляющий жест робко приподнятых рук. Не так ли и русские женщины тщетно пытались умилостивить жестоких князей и владыка И не о них ли рассказал нам здесь безвестный художник, чей голос дошел до нас из глубины столетий?

Оклад усыпан драгоценными камнями, среди которых — алмазы, изумруды, очень красивые алые кабошоны (неграненые камни) благородной шпинели (в старину они именовались «лалами») . Можно представить, как они сверкали и искрились в колеблющемся пламени свечей и лампад, зажигавшихся в храме перед иконой.

Сейчас в Грановитой палате часто и подолгу работают специалисты — ювелиры, художники-декораторы, студенты художественных институтов и училищ. Здесь они приобщаются к сокровищнице народного искусства, черпают из нее мотивы орнаментов и композиций.


Гормин В. В. Грановитая палата: Краеведческий очерк.




 → Главная   → Русская культура   → Новгород. Владычная (Грановитая) палата   → Новгородские мастера XIX века  
 
 
  Икона «Параскева, Варвара и Ульяна» Горицкий успенский монастырь Богоматерь «Великая Панагия» или Ярославская Оранта 
 
 
Живое наследие
Русская культура

Серия книг
«Святые России»


Подсказки иконоведа
Блокнот иконоведа

Контакты
Карта сайта
 
 

Число 1947, записанное кириллицей


© Добрые начала, 2021.   
Русская культура. История, архитектура, искусство.
Православные святыни, старинные иконы, иконоведение.


Иконоведы в социальной сети Вконтакте