Добрые начала  
  Живое наследие Русская культура Подсказки иконоведа  
 
 

Русская культураНовгород. Владычная (Грановитая) палатаСтроительство Владычной палатыПарадный зал Владычной палатыИсторические потрясения Великого НовгородаСокровищница русского искусстваЮвелирное искусство Новгорода в XI-XII векахКратиры из Софии НовгородскойМалый и большой сионы из Софии НовгородскойЗолотое и жемчужное шитьё XII векаКризис татаро-монгольского нашествия и возрождение русского искусстваНовгородское прикладное искусство XVI векаНовгородское прикладное искусство XVII векаПатриарх, император и безымянные мастераРусское и западное прикладное искусство XVIII векаНовгородские мастера XIX векаВознесенский собор в Московском КремлеГорицкий Успенский монастырьМузей деревянного зодчества «Витославлицы»


Новгородское прикладное искусство XVII века

В соседних витринах экспонируются изделия русского прикладного искусства XVII века. Оно сильно отличается от изысканно благородного, строгого и лаконичного искусства предшествующего столетия.

Победа в борьбе против иностранной интервенции, воссоединение с братским украинским народом явились причиной большого общественного подъема, который не мог не отразиться на культуре.

Декоративно-прикладное искусство становится нарядным и жизнерадостным, ярким по краскам, богатым и разнообразным по узорам. Особенной пышностью и богатством отличаются работы мастеров Москвы — общерусского художественного центра, куда были собраны наиболее талантливые мастера из Владимира, Ярославля, Костромы, Новгорода и многих других городов.

Изделия новгородских умельцев XVII века обнаруживают хорошее знакомство с произведениями общерусского прикладного искусства и в то же время сохраняют некоторые традиционные черты. Так, по-прежнему излюбленными цветами эмали остаются темно-синий и зеленый, но, как и московские мастера, новгородцы применяют эмаль в изобилии, заполняя ею ячейки между скаными узорами. Характерны в этом отношении большая цата (подвеска к иконе) и крупная двенадцатигранная панагия, украшенные растительными узорами очень сложного рисунка.

В Древней Руси одним из излюбленных приемов украшения предметов светской и церковной утвари являлись надписи, затейливо переплетенные буквы которых — так называемая вязь — размещались по бортам ковшей и блюд, на полях окладов книг и т. п. Большое позолоченное блюдо, чеканное косыми ложками, выглядит очень нарядным именно благодаря резной надписи, в которой сообщается о времени его изготовления (1659 год).

Внимание посетителей обычно привлекают пуговицы, изготовленные из поз особенного серебра и украшенные рубинами, изумрудами, крупными жемчужинами. Разумеется, такой наряд к платью могли заказать только чрезвычайно богатые люди, В былине о Соловье Будимировиче есть слова, которые можно смело отнести к изделиям, представленным в витрине: «Скоро Запада наряжается, надевала шубу соболиную — цена то шубе три тысячи, а пуговки в семь тысячей». Особой тонкостью отличаются чеканные изделия: серебряный позолоченный оклад Евангелия, кадило, увенчанное семью чешуйчатыми главками, из Антониева монастыря и др.

К ХVП веку возросло влияние русской православной церкви. Расшитые золотом и жемчугом, унизанные драгоценными камнями облачения и митры князей церкви свидетельствуют о баснословных богатствах, которыми владело духовенство.

Митра из Хутынского монастыря
Митра из Хутынского монастыря. 1643 год

Обращает на себя внимание митра 1643 года из темно-зеленого бархата, богато отделанная позолоченными резными дробницами (накладками), жемчугом и гранеными цветными стеклами.

Шитые, а также серебряные изделия XVII столетия представлены еще в нескольких витринах. Здесь можно увидеть потиры (чаши для церковного вина), рукомои, блюда, венцы, цаты, архиерейские посохи и митры, набедренники и т. п.

Очень хороши две крупные водосвятные чаши, одна из которых изготовлена в 1593 году для Софийского собора, другаяв 1631 году для Антониева монастыря. Особенно красива Софийская чаша, установленная на трех литых львиных фигурах и украшенная литыми основаниями ручек, также в виде львиных масок.

Многие из таких вещей поступали в монастырские и соборные сокровищницы как вклады бояр, купцов и других именитых людей. Они составляли значительную статью церковных доходов.

Из экспонатов такого рода наиболее примечательны Евангелие в сканном с эмалью и цветными камнями окладе (изготовлено в Новгороде), серебряный позолоченный потир с накладными резными изображениями в обрамлении из рубинов и изумрудов (вклад Салтыковых), набедренник болотного и жемчужного шитья (вклад Строгановых).


Гормин В. В. Грановитая палата: Краеведческий очерк.




Читайте далее: Патриарх, император и безымянные мастера

 → Главная   → Русская культура   → Новгород. Владычная (Грановитая) палата   → Новгородское прикладное искусство XVII века  
 
 
  Икона «Параскева, Варвара и Ульяна» Горицкий успенский монастырь Богоматерь «Великая Панагия» или Ярославская Оранта 
 
 
Живое наследие
Русская культура

Серия книг
«Святые России»


Подсказки иконоведа
Блокнот иконоведа

Контакты
Карта сайта
 
 

Число 1947, записанное кириллицей


© Добрые начала, 2021.   
Русская культура. История, архитектура, искусство.
Православные святыни, старинные иконы, иконоведение.


Иконоведы в социальной сети Вконтакте