Добрые начала  
  Живое наследие Русская культура Подсказки иконоведа  
 
 

Русская культураНовгород. Владычная (Грановитая) палатаВознесенский собор в Московском КремлеВремя постройки Вознесенского собораРеконструкция Вознесенского собораПеределки и пристройки Вознесенского собораВознесенский и Архангельские соборы: сходства и отличияВознесенский и Архангельские соборы: копирование через призму русского архитектурного мышленияГодуновы как вероятные заказчики строительства собора ВознесенияЧетыре архитектурных памятника годуновского кругаГорицкий Успенский монастырьМузей деревянного зодчества «Витославлицы»


Собор Вознесенского монастыря в Московском Кремле

А.Л.Баталов

Считается, что Вознесенский монастырь основала супруга Дмитрия Донского - великая княгиня Евдокией, обычно датой основания монастыря считают 1386 год. В 1407 году Евдокия удалилась в этот монастырь под именем Евфросинии и в тот же год в монастыре началось строительство каменного храма взамен деревянного. Евдокия прожила в иночестве всего несколько недель и стала первой погребённой в Вознесенском соборе женщиной. Впоследствии Вознесенский собор стал усыпальницей великих княгинь и женщин из царской семьи. В Вознесенском соборе хранилась чудотворная икона Божьей Матери Одигитрии (Путеводительницы), которую после пожара в 1382 году написал на обгоревшей доске Дионисий.

Вознесенский монастырь находился в Московском Кремле возле Спасской башни. Кроме Вознесенского собора в монастыре была церковь Михаила Малеина и храм св. великомученицы Екатерины более поздней постройки. В плане монастырь представлял собой почти правильный прямоугольник келий с Вознесенским собором в центре. На большинстве сохранившихся фотографий Вознесенский собор запечатлён сверху.

Монастырь был закрыт в 1918 году. Часть ценностей была передана в Оружейную палату, икона Одигитрии после нескольких лет странствий оказалась в Третьяковской галерее, иконостас переехал в храм Двенадцати апостолов. Саркофаги с останками и часть захоронений были перевезены в подземную палату южной пристройки Архангельского собора, где остаются и в настоящее время. В 1929 году все храмы монастыря были взорваны.


Вознесенский собор в Московском Кремле
Вознесенский собор в Московском Кремле, 1907 год.

Вознесенский собор в Московском Кремле. Храм св.великомученицы Екатерины
Вознесенский монастырь в Московском Кремле
Вид на храм св.великомученицы Екатерины, Спасскую башню.
Вознесенский собор располагался за храмом Екатерины.

Вознесенский собор в Московском Кремле. Храм св.великомученицы Екатерины
Вознесенский монастырь в Московском Кремле
Храм св.великомученицы Екатерины

Собор Вознесения Господня Вознесенского монастыря в Московском Кремле относится к наименее изученным памятникам архитектуры XVI в. Собор Вознесения не был точно датирован. Одним из первых некоторые сведения об истории его строительства поместил в своем труде А. Ратшин. Он писал, что соборная церковь после пожара 1483 г. была «вновь заложена в 1519 году» и что она «и ныне существует». Эта дата утвердилась в справочной литературе, посвященной Москве и Кремлю. В 1899 г. были опубликованы записки Арсения Елассонского, сообщающего о перестройке собора Вознесенского монастыря при Федоре Иоанновиче.

Среди памятников архитектуры грозненского времени мы не сможем найти прямых аналогий собору Вознесенского монастыря. Нет их и среди построек эпохи Василия III. Характер пластики его стен, некоторые элементы композиции объемов указывают на тесную связь с архитектурой Архангельского собора Московского Кремля. В соборе Вознесенского монастыря мы впервые встречаемся не с использованием мотивов Архангельского собора и их вольной интерпретацией, а со стремлением к цитированию его форм. Здесь присутствуют не отдельные детали, а перенесение иконографии Архангельского собора на архитектурно-типологическую схему Вознесенского.

Мастера, создававшие Вознесенский собор по прототипу Архангельского собора, не ставили перед собой цели буквального копирования профилировки деталей первоисточника. Они перенесли общую форму декоративной схемы и те детали, которые усиливали впечатление повторения архитектуры Архангельского собора. Сходство же структуры памятника и облика его интерьера для создателей Вознесенского собора не было существенным.

Тесная связь политических судеб Годунова и его сестры позволяет предположить главенствующую роль Годунова в строительстве Вознесенского собора, собора почитаемого монастыря в Кремле. Не обладая ни родовитостью «княжат», ни глубокими кровными связями с царствующим домом, Годуновы должны были всеми средствами доказывать законность своих прав на первенство в стране. Поэтому строительство собора, который должен был стать усыпальницей самой Ирины и ее потомков, имело для Годунова именно в атмосфере 1587—1588 гг. большое значение.

Время постройки Вознесенского собораВремя постройки Вознесенского собора  
В 1899 г. были опубликованы записки Арсения Елассонского, сообщающего о перестройке собора Вознесенского монастыря при Федоре Иоанновиче. В 1955 г. был опубликован Пискаревский летописец — литературный памятник первой четверти XVII в., в котором собор Вознесенского монастыря назван в числе строений, возведенных во время царствования Федора Иоанновича. Текст Пискаревского летописца косвенно свидетельствует о достоверности сообщения Арсения Елассонского. Правдивость обоих письменных источников подтверждают обмерные материалы, позволяющие представить облик собора Вознесения Господня.

Реконструкция Вознесенского собораРеконструкция Вознесенского собора  
Но остатки какого собора перед нами: шестистолпного или четырехстолпного? На этот вопрос помогает ответить характер захоронений в его юго-западном углу, где находилась усыпальница великих княгинь, причем одни захоронения относятся к периоду существования первого собора 1407—1519 гг., а другие ко времени собора Василия III.

Переделки и пристройки Вознесенского собораПеределки и пристройки Вознесенского собора  
Анализ архитектурных форм собора и придела с галереей позволяет утверждать, что пристройка с северной стороны собора, по всей видимости, принадлежит к одному строительному периоду с основным храмом. Поэтому, вероятнее всего, в 1731 г. придел был лишь обновлен и освящен после ремонта, произведенного на средства Салтыкова. Отсутствие придела на годуновском плане Кремля не может быть свидетельством его принадлежности к более позднему строительному периоду, так как и в изображении других зданий на этом плане имеются неточности.

Вознесенский и Архангельские соборы: сходства и отличияВознесенский и Архангельские соборы: сходства и отличия  
"Тема Архангельского собора последовательно проводится и на восточном фасаде собора Вознесенского монастыря, где прясла стен также декорированы филенками, уходящими за своды апсид. Восточная стена Архангельского собора вследствие небольшой высоты открытых прясел оказывается очень насыщенной поясами со сложной профилировкой, дающими дробящиеся, многоступенчатые тени. Сходная насыщенность декорировки восточной стены достигается в Вознесенском соборе усложнением композиции. В верхней части стен под поясом помещены вытянутые прямоугольные профилированные филенки, образованные простыми неглубокими врезками. Апсиды Архангельского собора разделены пилястрами, декорированными филенками; двойные апсиды придают дробную форму алтарной части. В Вознесенском соборе четыре полукружия разделены пилястрами с филенками."

Вознесенский и Архангельские соборы: копирование через призму русского архитектурного мышленияВознесенский и Архангельские соборы: копирование через призму русского архитектурного мышления  
В композиции этих соборов, наряду с некоторыми общими мотивами (пятиглавие заметно сдвинуто к востоку, апсиды выделены очень сдержанно), можно увидеть и существенное различие. Пропорции четверика Архангельского собора, отношение высот глав к высоте стен (от подошвы цоколя до верха закомар), положение пятиглавия на продольной оси сооружения, отношение выноса апсид к длине храма придают ему характер, не свойственный традиционному культовому зданию Древней Руси. Зодчий, строивший Вознесенский собор, осознанно или неосознанно отступил от ордерной системы Архангельского собора. Кроме уже указанного совмещения антаблемента с капителями пилястр, он посвоему истолковал и двухъярусность фасада. Отступив от чуждой его архитектурному мышлению двухэтажности ордера, он достиг двухъярусности за счет утоления верхней части пилястр по сравнению с нижней.

Годуновы как вероятные заказчики строительства собора ВознесенияГодуновы как вероятные заказчики строительства собора Вознесения  
Тесная связь политических судеб Годунова и его сестры позволяет предположить главенствующую роль Годунова в строительстве Вознесенского собора, собора почитаемого монастыря в Кремле. Не обладая ни родовитостью «княжат», ни глубокими кровными связями с царствующим домом, Годуновы должны были всеми средствами доказывать законность своих прав на первенство в стране. Поэтому строительство собора, который должен был стать усыпальницей самой Ирины и ее потомков, имело для Годунова именно в атмосфере 1587—1588 гг. большое значение. Эта постройка утверждала положение Ирины и Бориса, переживших в 1587 г. сильное потрясение.

Четыре архитектурных памятника годуновского кругаЧетыре архитектурных памятника годуновского круга  
Обратимся к некоторым событиям, происшедшим в 1590-х годах в придворной жизни. Летом 1594 г. умирает царевна Феодосия, а вместе с ней рушатся надежды на продолжение рода царствующих Даниловичей. Именно после 1594 г., как показал С. Ф. Платонов, перед Годуновыми появляются реальные перспективы на наследование престола. Указанные постройки Годунова, видимо, возникают в его усадьбах именно после 1594 г., что позволяет считать их продолжением смысловой линии Вознесенского собора и выражением нового положения их ктитора, желавшего утвердить его всеми возможными средствами.

Публикуется по изданию: Памятники культуры. Новые открытия. Письменность, искусство, археология. 1983 год. Л., изд-во "Наука", 1985.

Примечание редакции сайта: существенные комментарии заключены в квадратные скобки и вставлены в текст статьи, а также выделены серым цветом. Иллюстрации дополнены современными цветными фотографиями описываемых архитектурных памятников и найденными старинными форо Вознесенского собора.


Литература:
•  А. Ратшин. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. М., 1852, с. 249.
•  И. Е. Забелин. История города Москвы. М., 1902, с. 247;
•  Н. Скворцов. Археология и топография Москвы. М., 1913, с. 148.
•  П. Н. Максимов. Творческие методы древнерусских зодчих. М., 1976, с. 191;
•  Ю. Н. Ареннова, M. Х. Домшлан, Г. И. Мехова. Кремль. — В кн.: Памятники архитектуры Москвы. Кремль. Китай-город. Центральные площади. М., 1982, с. 268, 273.
•  В. В. Костоннин. Государев мастер Федор Конь. М., 1964, с. 26 — 27.
Макарий, епископ Архангельский и Холмогорский. Исторические сведения об Антониево-Сийском монастыре. — ЧОИДР, 1878, кн. с. 30 — 31.
•  История русского искусства, т. III. М., 1955, глава «Каменное зодчество эпохи расцвета Москвы» (М. А. Ильин, П. Н. Максимов, В. В. Косточкин), с. 480.
•  А. Щекатов, Л. Максимович. Географический словарь Российского государства, сочиненный в настоящем онаго виде, ч. I, А — Г. М., 1801, стлб. 948;
•  В. и Г. Холмогоровы. Материалы для истории архитектуры и статистики московских церквей. М., 1884, с. 315, 316
•  С. Ф. Платонов. Первые политические шаги Бориса Годунова. 1584 — 1594 гг. СПб., 1898 (извлечение из ЖМНП).
•  А. Раппопорт. Зодчий Бориса Годунова.— В кн.: Культура Древней Руси. М., 1966, с. 219.
•  Н. В. Лилеев. Симеон Бекбулатович, хан Касимовский. Тверь, 1891.
•  П. А. Раппопорт. Русское шатровое зодчество конца XVI в. — МИА, № 12. М., 1949, с. 261.



 → Главная   → Русская культура   → Вознесенский собор в Московском Кремле  
 
 
  Икона Владимирской Божией матери Новгородская Владычная (Грановитая) палата Икона «Параскева, Варвара и Ульяна» 
 
 
Живое наследие
Русская культура

Серия книг
«Святые России»


Подсказки иконоведа
Блокнот иконоведа

Контакты
Карта сайта
 
 

Число 1947, записанное кириллицей


© Добрые начала, 2021.   
Русская культура. История, архитектура, искусство.
Православные святыни, старинные иконы, иконоведение.


Иконоведы в социальной сети Вконтакте