Добрые начала  
  Живое наследие Русская культура Подсказки иконоведа  
 
 

Русская культураНовгород. Владычная (Грановитая) палатаВознесенский собор в Московском КремлеВремя постройки Вознесенского собораРеконструкция Вознесенского собораПеределки и пристройки Вознесенского собораВознесенский и Архангельские соборы: сходства и отличияВознесенский и Архангельские соборы: копирование через призму русского архитектурного мышленияГодуновы как вероятные заказчики строительства собора ВознесенияЧетыре архитектурных памятника годуновского кругаГорицкий Успенский монастырьМузей деревянного зодчества «Витославлицы»


Вознесенский и Архангельские соборы: копирование через призму русского архитектурного мышления

Собор Вознесенского монастыря в Московском Кремле

А.Л.Баталов

По композиции своего завершения Вознесенский храм принадлежит к тому типу пятиглавого четырехстолпного собора, который окончательно сформировался в постройках Грозного. Но трактовка его пятиглавия исходит от Архангельского собора. Мы находим здесь не только повторение композиции декора: арматурный пояс, сложный многочастный карниз с развитой венчающей частью, состоящей из чередования полочек и полувалов,— но воспроизведение и рисунка деталей. Повторяется п композиция аркатурного пояса, состоящего, как и в Архангельском соборе, из чередования пар пилястр с фигурными кронштейнами. Мотив такого пояса появляется в московской архитектуре впервые в барабане собора Чуда Архангела Михаила Чудова монастыря (150i — 1503), но здесь мы встречаем именно алевизовские пилястры, а не московские полуколонки.

Близок и характер арочек (валик с полочкой у Вознесенского и валик с двумя полочками у Архангельского собора). Сходство подчеркивается также формой капителей в барабане Вознесенского собора. Такая насыщенность декором барабанов, придающая легкость мощному пятиглавию, не свойственна тяжелым завершениям храмов грозненского времени и исходит от архитектуры алевизовского собора. Поэтому, кроме повторения рисунка, можно говорить не только о заимствовании темы, но даже о ее развитии, что подчеркивается более плотно посаженными, чем в Архангельском соборе, звеньями аркатуры.

Все в совокупности убеждает в том, что в Вознесенском соборе мы встречаемся с последовательным и сознательным копированием архитектуры Архангельского собора. Однако образ постройки венецианского зодчего прошел через призму архитектурного мышления русских зодчих XVI в., их традиционных представлений о композиции культового здания.

Архангельский собор в Московском Кремле
Архангельский собор в Московском Кремле

В композиции этих соборов, наряду с некоторыми общими мотивами (пятиглавие заметно сдвинуто к востоку, апсиды выделены очень сдержанно), можно увидеть и существенное различие. Пропорции четверика Архангельского собора, отношение высот глав к высоте стен (от подошвы цоколя до верха закомар), положение пятиглавия на продольной оси сооружения, отношение выноса апсид к длине храма придают ему характер, не свойственный традиционному культовому зданию Древней Руси. Пятиглавие Архангельского собора подчиняется основному объему, его вертикальная ось не перебивает горизонтали четверика. В Вознесенском же соборе пятиглавие доминирует. Основной акцент переносится на вертикальное развитие композиции, что сообщает ей традиционный для Руси XVI в. характер.

Вознесенский собор в Московском Кремле
Вознесенский монастырь в Московском Кремле

Зодчий, строивший Вознесенский собор, осознанно или неосознанно отступил от ордерной системы Архангельского собора. Кроме уже указанного совмещения антаблемента с капителями пилястр, он посвоему истолковал и двухъярусность фасада. Отступив от чуждой его архитектурному мышлению двухэтажности ордера, он достиг двухъярусности за счет утоления верхней части пилястр по сравнению с нижней. Вероятно, поэтому он отказался от дробящих первый ярус пилястр горизонтальных тяг, соединяющих импосты аркад в Архангельском соборе. Поднятые над цоколем филенки пилястр, вероятно, есть не что иное, как интерпретация пьедесталов пилястр Архангельского собора.

Повторяя общий рисунок деталей фасада, мастер значительно упростил профилировку, сокращая число и типы обломов. Так, например, профиль филенок пилястр Архангельского собора состоит из валика и двух полочек, а в Вознесенском соборе из одного валика. В арках Вознесенского собора профилирован только внешний контур, в то время как в алевизовском соборе профиль дан с обеих сторон. В профилях Вознесенского собора мы не находим, например, столь часто встречающуюся в Архангельском соборе выкружку с лестелями.

Мастера, создававшие Вознесенский собор по прототипу Архангельского собора, не ставили перед собой цели буквального копирования профилировки деталей первоисточника. Они перенесли общую форму декоративной схемы и те детали, которые усиливали впечатление повторения архитектуры Архангельского собора. Сходство же структуры памятника и облика его интерьера для создателей Вознесенского собора не было существенным.

Ни разбивка плана Архангельского собора, ни характерные черты его интерьера не перенесены в Вознесенский собор.Так, здесь мы не встречаем самую специфическую деталь Архангельского собора, формирующую облик его интерьера,— мощных пьедесталов столбов. Если бы создатели руководствовались теми же принципами копирования, что и на фасадах, то они, вероятно, с той или иной точностью повторили бы именно эту деталь как наиболее узнаваемую. Нет сходства и в размерах длины и ширины соборов. Не исключено, что в интерьере копирование форм Архангельского собора заключалось не во внешнем подобии, а в сходстве отдельных размеров. Возможно, что этим размером была почти совпадающая у обоих храмов ширина алтарной апсиды (у Вознесенского собора — 5,35-5,40 м, у Архангельского — 5,3 м).



Читайте далее: Годуновы как вероятные заказчики строительства собора Вознесения

 → Главная   → Русская культура   → Вознесенский собор в Московском Кремле   → Вознесенский и Архангельские соборы: копирование через призму русского архитектурного мышления  
 
 
  Икона «Параскева, Варвара и Ульяна» Горицкий успенский монастырь Богоматерь «Великая Панагия» или Ярославская Оранта 
 
 
Живое наследие
Русская культура

Серия книг
«Святые России»


Подсказки иконоведа
Блокнот иконоведа

Контакты
Карта сайта
 
 

Число 1947, записанное кириллицей


© Добрые начала, 2021.   
Русская культура. История, архитектура, искусство.
Православные святыни, старинные иконы, иконоведение.


Иконоведы в социальной сети Вконтакте