Добрые начала  
  Живое наследие Русская культура Подсказки иконоведа  
 
 

Русская культураНовгород. Владычная (Грановитая) палатаВознесенский собор в Московском КремлеВремя постройки Вознесенского собораРеконструкция Вознесенского собораПеределки и пристройки Вознесенского собораВознесенский и Архангельские соборы: сходства и отличияВознесенский и Архангельские соборы: копирование через призму русского архитектурного мышленияГодуновы как вероятные заказчики строительства собора ВознесенияЧетыре архитектурных памятника годуновского кругаГорицкий Успенский монастырьМузей деревянного зодчества «Витославлицы»


Реконструкция Вознесенского собора

Собор Вознесенского монастыря в Московском Кремле

А.Л.Баталов

На основании кроки П. Н. Максимова и их корректировки по другим материалам нами была сделана представленная здесь реконструкция Вознесенского собора. Дошедший до 20-х годов ХХ в., он был четырехстолпным, пятиглавым, с двухэтажной пристройкой с северной стороны.

Вознесенский собор в Московском Кремле. Южный фасад. Реконструкция
Вознесенский собор в Московском Кремле. Южный фасад
Реконструкция А.Л.Баталова на основании форм, зафиксированных обмером П.Н.Максимова

Вознесенский собор в Московском Кремле. Южный фасад. Реконструкция
Вознесенский собор в Московском Кремле. Южный фасад
Прорись с кроки П.Н.Максимова

В известии Пискаревского летописца содержится краткая характеристика вновь построенного собора. [«Повелением Царя и Великого князя Феодора Иоанновича всеа Русии поставлен храм камен на Москве в Кремле-городе в Девичье монастыре у Вознесения о пяти верхах, больши старого, и монастыря прибавлено» (ПСРЛ, т. 34. М., 1978, с. 200). ] Выделены две основные его черты. Первое указание, свидетельствующее о пятиглавии, подтверждается обликом собора. Все барабаны его были световыми, их конструкции и характер архитектурного убранства доказывают не только одновременность их создания, но и принадлежность к одному строительному периоду с основным объемом храма. Согласно второму указанию, новый храм по своим размерам превосходит предыдущий, т. е. построенный в 1519 г.

Вознесенский собор в Московском Кремле. План
Вознесенский собор в Московском Кремле. План
Обмер Ф.Рихтера
Научно-исследовательский музей Академии Художеств, №А-12103

На кроки П. Н. Максимова нанесены результаты археологических раскопок внутри собора. Раскопки обнаружили следы крестообразных столбов — юго-восточного и юго-западного — и фрагмент стены центральной апсиды. Выступ фундамента или остатка стены у западной грани юго-восточного столба может являться фрагментом вимы центральной апсиды.

Но остатки какого собора перед нами: шестистолпного или четырехстолпного? На этот вопрос помогает ответить характер захоронений в его юго-западном углу, где находилась усыпальница великих княгинь, причем одни захоронения относятся к периоду существования первого собора 1407—1519 гг., а другие ко времени собора Василия III. Н. Скворцов предполагал, что при перестройке храма Василием III «эта часть стен южной и западной сделана, может быть, вновь, но на старом месте, чтобы не тревожить гробов погребенных здесь великих княгинь». Считая современный собор дошедшей до нас постройкой Василия III, Н. Скворцов анализировал погребения до 1519 г. Имея в виду сообщения летописи Арсения Елассонского, можно сделать аналогичный вывод о сохранении юго-западного угла собора 1519 г. при его перестройке во время царствования Федора Иоанновича.

Вознесенский собор в Московском Кремле. План.
Вознесенский собор в Московском Кремле. План
Чертёж А.Л.Баталова по кроки П.Н.Максимова

В Пискаревском летописце мы находим запись о смерти в 7046 (1538) г. великой княгини Елены Глинской и о захоронении ее в соборе Вознесенского монастыря рядом с саркофагом Софьи Палеолог. [Ср. с, тем, что в Архангельском соборе ряд княжеских гробниц начат у южной стены и доходит до середины западной. В северо-западном углу собора похоронены опальные князья. О возможных связях размещения погребений с эсхатологическими представлениями Древней Руси см.: Е. С. Сигов. Еще раз о трех неизвестных гробницах Архангельского собора. — В кн.: Государственные музеи Московского Кремля. Материалы и исследования, вып. i. М., 1973, с. 92. ] Максимов также показывает захоронение Елены Глинской рядом с саркофагом Софьи, а подле — захоронения жен Иоанна Грозного. Вероятно, постройка Федора Иоанновича была привязана к юго-западному углу собора 1519 г., что вполне объясняется значением этой его части как великокняжеской усыпальницы.

Захоронения:
1 - Ефросиния;
2 - Софья Витовтовна;
3 - Ирина Годунова;
4 Мария Ярославна;
5 - не указано;
6 - Софья Палеолог;
7 - Елена Глинская;
8 - не указано;
9 - Мария Темрюковна;
10 - Марфа Собакина;
11 - Мария Нагая;
12 - Феодосия;
13 - Анна Шуйская;
14, 15, 16 - принадлежность не указана.

Поэтому можно сказать, что храм 1519 г. был трехапспдным, четырехстолпным, с приблизительными параметрами: длина 15,3 м, ширина 11,4 м (внутри стен). Таким образом, подтверждается известие Пискаревского летописца о размерах соборной церкви. Поэтому нет сомнения в том, что она была полностью перестроена при Федоре Иоанновиче.

Но когда именно происходила эта перестройка, Пискаревский летописец сведений не дает. Предшествующий текст: «Прописано в сем летописце 93 и 4»— относится к известию о построении рак чудотворцам и о чудесах от мощей Василия Блаженного. Известия о возведении церквей помещены без года и носят самостоятельный характер. Сделать некоторые предположения о более точной датировке позволяет грамота Федора Иоанновича Антониево-Сийскому монастырю о построении в нем соборного храма.

Из текста этой грамоты следует, что в 7096 г. (1588) по челобитью игумена Питирима с братиею царь Федор Иоаннович велел «поставить в Сийском монастыре церковь каменную Живопачальныя Троицы», а также дал монастырю «мастера церковного» и льготы на пять лет. В 7100 г., к которому относится написание грамоты, обнаружилось, что в «те льготные лета, в пять лет, четыре года запас на церковь пасли, сваи, камен дичен и опоку и известь и песок и железо и кирпичу-де сделали в нашу меру больше четырех сот тысяч, а мастер-де Захар подошву завел и сваи набил и камнем до половины выбутил, а церковь мерою заведена в Вознесенскую меру, что в Девиче монастыре у нас на Москве».

Текст грамоты не расшифровывает, в каком значении используются слова «мерою»: имеется ли в виду сходство сажени или размеров. Слова о кирпиче «в нашу меру», вероятно, означают использование кирпича, введенного в это время указом Приказа каменных дел и измерявшегося, как известно, долями казенной трехаршинной сажени. Поэтому вряд ли слова «мерою в Вознесенскую меру» обозначают какую-то особую «вознесенскую» сажень. Скорее всего речь идет о равенстве размеров.

Название храмаШирина изнутриДлина изнутриПодкупольный квадратШирина апсидыДлина от внутренней грани западной стены до торцевых стен
Церковь Троицы16,7820,205,805,7816,7
Церковь Вознесения 1519 г.11-11,415,34,41Ширина апсиды за алтарной стеной равна 5,62 м.?
Церковь Вознесения конца XVI века14,720,45,09 х 5,85 х 5,85 х 5,75,3516,4

Эту возможность подтверждает и сравнение размеров Троицкого собора Антониево-Сийского монастыря с собором Вознесения 1519 г. и собором эпохи Федора Иоанновича (см. таблицу). Как мы видим, наиболее сопоставим с собором Троицы Антониево-Сийского монастыря собор эпохи Федора Иоанновича. Полное несовпадение в размерах обнаруживается только в ширине храма. Разница в длине не превышает 20 см, сопоставимы и размеры подкупольного квадрата и алтаря. Расхождение в ширине могло быть вызвано устройством массивных кресчатых столбов в Троицком соборе.

Но если верно предположение, что слова «заведена мерою в Вознесенскую меру» означают использование в качестве прототипа плана нового собора Вознесенского монастыря, то можно сделать вывод, что перестройка собора Вознесения при Федоре Иоанновиче уже происходила или была закончена к 1588 г., т. е. тогда, когда было дано повеление о строительстве собора Троицы и отправлен мастер для осуществления этой постройки.



Читайте далее: Переделки и пристройки Вознесенского собора

 → Главная   → Русская культура   → Вознесенский собор в Московском Кремле   → Реконструкция Вознесенского собора  
 
 
  Икона «Параскева, Варвара и Ульяна» Горицкий успенский монастырь Богоматерь «Великая Панагия» или Ярославская Оранта 
 
 
Живое наследие
Русская культура

Серия книг
«Святые России»


Подсказки иконоведа
Блокнот иконоведа

Контакты
Карта сайта
 
 

Число 1947, записанное кириллицей


© Добрые начала, 2021.   
Русская культура. История, архитектура, искусство.
Православные святыни, старинные иконы, иконоведение.


Иконоведы в социальной сети Вконтакте