Добрые начала  
  Живое наследие Русская культура Подсказки иконоведа  
 
 

Русская культураНовгород. Владычная (Грановитая) палатаСтроительство Владычной палатыПарадный зал Владычной палатыИсторические потрясения Великого НовгородаСокровищница русского искусстваЮвелирное искусство Новгорода в XI-XII векахКратиры из Софии НовгородскойМалый и большой сионы из Софии НовгородскойЗолотое и жемчужное шитьё XII векаКризис татаро-монгольского нашествия и возрождение русского искусстваНовгородское прикладное искусство XVI векаНовгородское прикладное искусство XVII векаПатриарх, император и безымянные мастераРусское и западное прикладное искусство XVIII векаНовгородские мастера XIX векаВознесенский собор в Московском КремлеГорицкий Успенский монастырьМузей деревянного зодчества «Витославлицы»


Золотое и жемчужное шитьё XII века

К числу уникальных изделий русских мастеров, хранящихся в палате, следует отнести и поручи (часть священнического облачения — нарукавники) Варлаама Хутынского. Это самый древний образец русского золотного и жемчужного шитья, одного из самых распространенных на Руси видов прикладного искусства.

Варлаам (до пострижения в монахи-боярин Олекса Михайлович) — лицо историческое. В 1192 году он основал Хутынский монастырь и особой грамотой передал ему землю и холопов. Эта пергаменная грамота — один из древнейших русских документов, дошедших до нашего времени,— бережно хранится в Новгородском музее.

Фигуры святых на поручах шиты серебряной позолоченной нитью. Они такие же коренастые, как на кратирах,— верный признак новгородской работы ХII века. С большим вкусом новгородские мастерицы использовали мелкий, как бисер, жемчуг. Переливающимся блестящим контуром он выделяет самое существенное в простой и строгой композиции.

Рядом с поручами экспонируется фелонь (одеяние священника), приписываемая Антонию Римлянину — основателю одного из крупнейших новгородских монастырей. Она сшита из византийской ткани XIV века, но кайма, украшающая подол фелони, русской работы XII века. Когда кусочки каймы были сложены друг с другом, обнаружилось, что фрагменты имеющихся на них шитых изображений образуют круги, в которые заключены барсы и грифоны, расположенные по сторонам стилизованного дерева. При изготовлении фелони широкую шитую ленту просто разрезали на три полосы.


Гормин В. В. Грановитая палата: Краеведческий очерк.




Читайте далее: Кризис татаро-монгольского нашествия и возрождение русского искусства

 → Главная   → Русская культура   → Новгород. Владычная (Грановитая) палата   → Золотое и жемчужное шитьё XII века  
 
 
  Икона «Параскева, Варвара и Ульяна» Горицкий успенский монастырь Богоматерь «Великая Панагия» или Ярославская Оранта 
 
 
Живое наследие
Русская культура

Серия книг
«Святые России»


Подсказки иконоведа
Блокнот иконоведа

Контакты
Карта сайта
 
 

Число 1947, записанное кириллицей


© Добрые начала, 2021.   
Русская культура. История, архитектура, искусство.
Православные святыни, старинные иконы, иконоведение.


Иконоведы в социальной сети Вконтакте