Живое наследие | Русская культура | Подсказки иконоведа |
Русская культураНовгород. Владычная (Грановитая) палатаСтроительство Владычной палатыПарадный зал Владычной палатыИсторические потрясения Великого НовгородаСокровищница русского искусстваЮвелирное искусство Новгорода в XI-XII векахКратиры из Софии НовгородскойМалый и большой сионы из Софии НовгородскойЗолотое и жемчужное шитьё XII векаКризис татаро-монгольского нашествия и возрождение русского искусстваНовгородское прикладное искусство XVI векаНовгородское прикладное искусство XVII векаПатриарх, император и безымянные мастераРусское и западное прикладное искусство XVIII векаНовгородские мастера XIX векаВознесенский собор в Московском КремлеГорицкий Успенский монастырьМузей деревянного зодчества «Витославлицы» | Золотое и жемчужное шитьё XII векаК числу уникальных изделий русских мастеров, хранящихся в палате, следует отнести и поручи (часть священнического облачения — нарукавники) Варлаама Хутынского. Это самый древний образец русского золотного и жемчужного шитья, одного из самых распространенных на Руси видов прикладного искусства. Варлаам (до пострижения в монахи-боярин Олекса Михайлович) — лицо историческое. В 1192 году он основал Хутынский монастырь и особой грамотой передал ему землю и холопов. Эта пергаменная грамота — один из древнейших русских документов, дошедших до нашего времени,— бережно хранится в Новгородском музее. Фигуры святых на поручах шиты серебряной позолоченной нитью. Они такие же коренастые, как на кратирах,— верный признак новгородской работы ХII века. С большим вкусом новгородские мастерицы использовали мелкий, как бисер, жемчуг. Переливающимся блестящим контуром он выделяет самое существенное в простой и строгой композиции. Рядом с поручами экспонируется фелонь (одеяние священника), приписываемая Антонию Римлянину — основателю одного из крупнейших новгородских монастырей. Она сшита из византийской ткани XIV века, но кайма, украшающая подол фелони, русской работы XII века. Когда кусочки каймы были сложены друг с другом, обнаружилось, что фрагменты имеющихся на них шитых изображений образуют круги, в которые заключены барсы и грифоны, расположенные по сторонам стилизованного дерева. При изготовлении фелони широкую шитую ленту просто разрезали на три полосы. Гормин В. В. Грановитая палата: Краеведческий очерк. Читайте далее: Кризис татаро-монгольского нашествия и возрождение русского искусства
|
Живое наследие Русская культура | Серия книг «Святые России» | Подсказки иконоведа Блокнот иконоведа | Контакты Карта сайта |
© Добрые начала, 2021. Русская культура. История, архитектура, искусство. Православные святыни, старинные иконы, иконоведение. |