Живое наследие | Русская культура | Подсказки иконоведа |
Русская культураНовгород. Владычная (Грановитая) палатаСтроительство Владычной палатыПарадный зал Владычной палатыИсторические потрясения Великого НовгородаСокровищница русского искусстваЮвелирное искусство Новгорода в XI-XII векахКратиры из Софии НовгородскойМалый и большой сионы из Софии НовгородскойЗолотое и жемчужное шитьё XII векаКризис татаро-монгольского нашествия и возрождение русского искусстваНовгородское прикладное искусство XVI векаНовгородское прикладное искусство XVII векаПатриарх, император и безымянные мастераРусское и западное прикладное искусство XVIII векаНовгородские мастера XIX векаВознесенский собор в Московском КремлеГорицкий Успенский монастырьМузей деревянного зодчества «Витославлицы» | Кризис татаро-монгольского нашествия и возрождение русского искусстваПерегородчатые эмали, кратиры, сионы, поручи Варлаама — вот сколько по-настоящему редкостных произведений большого искусства было изготовлено в течение одного лишь столетия и только в одном из многих русских городов. Каких еще необыкновенных вершин могло бы достигнуть русское художественное ремесло, если бы не обрушились на русские земли монголо-татарские полчища, если б не затоптали они в кровь и в грязь чудесные ростки самобытного народного искусства! Трудно сказать, сколько шедевров погибло под развалинами селений, затерялось в обозах и седельных сумках завоевателей. Забыты были и многие секреты мастерства, тщательно разработанные технические приемы,— не до них было в ту жестокую пору безвременья, когда на месте благоустроенных городов, цветущих сел оставались груды дымящихся головней. И все же татарское нашествие не сломило творческий дух русского народа. Особую роль в то время сыграли Новгород и Псков. Они не были захвачены татарами и меньше других русских городов испытали тяготы вражеского ига. Конечно, и здесь сократились масштабы строительства, уменьшилось производство изделий из драгоценных металлов. Однако новгородские и псковские мастера и в этот период развивали лучшие национальные традиции, сберегали технические приемы. Из произведений декоративно-прикладного искусства той поры сохранились считанные единицы. Внимание исследователей давно привлекает массивный двустворчатый медальон-панагия, использовавшийся при одном из церковных обрядов. Верхняя его створка изготовлена в первой трети XIV века. Об этом свидетельствует и резная надпись, в которой называется имя новгородского владыки Моисея, и сам характер украшающих створку изображений (нижняя створка значительно более позднего происхождения). На лицевой стороне укреплены пластины с литыми, а затем разделанными резьбой и чеканкой композициями на евангельские темы. Персонажи этих сцен, а также гравированные вокруг них фигуры святых выполнены грубовато. Коренастые и большеголовые, с тяжелыми кистями рук, они характерны для прикладного искусства Новгорода, которое всегда было тесно связано с народным творчеством. Легко, энергично и свободно пользовался мастер резцом, исполняя на оборотной стороне створки изображение Троицы. Ангелы здесь несколько грузны, также коренасты и крупноголовы. Есть все основания полагать, что мастер — протопоп Иван, чье имя названо рядом с именем заказчика, был выходцем из простонародной посадской среды. Значительный подъем русской художественной культуры начинается после Куликовской битвы, когда татарам было нанесено сокрушительное поражение. С этого времени во главе русских земель стала Москва. Она шла впереди других городов и в развитии искусства. Впрочем, еще в XV и даже в XVI веках новгородские мастера соперничали с московскими, а иногда выступали и в роли их учителей.
К сожалению, изделий декоративно-прикладного искусства XV столетия сохранилось немного. На выставке в Грановитой палате экспонируется одно из них — хорошо известный специалистам-историкам и искусствоведам Софийский панагиар. Предметы церковной утвари — панагиары имели обычно вид медальона или ковчежца и использовались при одном из церковных обрядов. Софийский панагиар необычной формы и имеет иную конструкцию. Нижняя его створка укреплена на особой подставке, которую образуют фигуры ангелов, стоящих на львах. На верхней створке по кругу размещена резная надпись, в которой называется имя новгородского мастера Ивана, выполнившего это уникальное изделие в 1435 году. Иван в совершенстве владел техникой литья, чеканки, скажи и, видимо, был хорошо знаком с западноевропейским искусством. Если сравнить его работу с помещенным здесь же католическим монстранцем (в Софийском соборе он использовался для хранения ладана), сделанным в Германии в XV веке, можно легко заметить ряд общих деталей: готические трилистники, многочастный поддон и др. Это неудивительно. Новгород с древнейших времен был прочно связан со многими странами Европы, и новгородцы хорошо знали изделия художественных ремесел западных мастеров. Композиционно сложная, но выразительная подставка панагиара интересна и в другом отношении. Это первое в истории русского искусства произведение, где используется мотив, который найдет широкое распространение только несколько столетий спустя (атланты и кариатиды в архитектуре и т.п.). В искусстве Новгорода этот художественный образ получил дальнейшее развитие уже в XVI столетии. В Государственном Русском музее хранится сейчас так называемая Халдейская пещь из Софийского собора. Как своеобразная декорация она использовалась во время одного из театрализованных «действ», имевших целью прочнее привязать умы и сердца людей к церковному алтарю. Резные деревянные фигуры святых и ангелов здесь тоже поддерживают руками верхний ярус всего сооружения. Гормин В. В. Грановитая палата: Краеведческий очерк. Читайте далее: Новгородское прикладное искусство XVI века
|
Живое наследие Русская культура | Серия книг «Святые России» | Подсказки иконоведа Блокнот иконоведа | Контакты Карта сайта |
© Добрые начала, 2021. Русская культура. История, архитектура, искусство. Православные святыни, старинные иконы, иконоведение. |