Добрые начала  
  Живое наследие Русская культура Подсказки иконоведа  
 
 

Русская культураНовгород. Владычная (Грановитая) палатаСтроительство Владычной палатыПарадный зал Владычной палатыИсторические потрясения Великого НовгородаСокровищница русского искусстваЮвелирное искусство Новгорода в XI-XII векахКратиры из Софии НовгородскойМалый и большой сионы из Софии НовгородскойЗолотое и жемчужное шитьё XII векаКризис татаро-монгольского нашествия и возрождение русского искусстваНовгородское прикладное искусство XVI векаНовгородское прикладное искусство XVII векаПатриарх, император и безымянные мастераРусское и западное прикладное искусство XVIII векаНовгородские мастера XIX векаВознесенский собор в Московском КремлеХрам Христа СпасителяРостовский кремльГорицкий Успенский монастырьМузей деревянного зодчества «Витославлицы»


Новгородская Владычная (Грановитая) палата

Новгородская Владычная (Грановитая) палата — один из любопытнейших памятников древнерусского зодчества. Она расположена в северной части Детинца (кремля), где в старину находился Владычный двор, принадлежавший архиепископу-главе всех новгородских церквей и монастырей. Внешне палата выглядит сейчас малопримечательной: время и позднейшие переделки значительно исказили ее первоначальный облик. Однако пытливый взгляд любителя древнерусской истории сразу отметит признаки, которые свидетельствуют о почтенном возрасте этого сооружения.

Хорошо видны следы старинных парных стрельчатых окон на верхнем этаже восточного фасада. Они соседствуют с широкими прямоугольными окнами, которые были пробиты около полутора веков тому назад и обрамлены лепным растительным орнаментом. По-видимому, иным было раньше покрытие здания. На одной из древних новгородских икон палата изображена с двускатной - крышей и с готическими ступенчатыми фронтонами. Наконец, стоит обратить внимание и на то, что нижняя часть палаты закрыта сейчас почти трехметровым культурным слоем. Из-за этого здание выглядит низким и приземистым, а первоначально оно было трехэтажным.

Эпоха средневековья представлена в старых русских городах памятниками преимущественно культового характера. В ту пору господствовала религиозная идеология, поэтому из относительно дорогого строительного материала — камня и кирпича — сооружались обычно только церковные здания. Тем более что они выполняли и другие функции общественного назначения: в них хранились общинные документы и казна, прихожане обсуждали здесь вопросы, требовавшие совместных решений, иногда устраивали трапезы и пиры.

Жилые, производственные и торговые помещения рубились деревянными, поэтому сохранялись недолго: пожары были подлинным стихийным бедствием в Древней Руси.

Новгородская Владычная (Грановитая) палата потому и представляет особый интерес, что является одной из самых древних сохранившихся русских построек гражданского назначения.

В ней размещается выставка изделий русского декоративно-прикладного искусства ХI—ХХ веков. В основном это — изделия новгородских, московских и петербургских мастеров. Среди экспонатов, представленных на выставке, многие являются уникальными. (В связи с комплексной реконструкцией и реставрацией Владычной (Грановитой) палаты выставка была перенесена, а парадному залу придан облик, приближающий его к древнему оргиналу. Реставрация продолжается. - прим.ред.сайта)

Строительство Владычной палатыСтроительство Владычной палаты  
О сооружении Владычной палаты Новгородская летопись сообщала под 1433 годом: «Того же лета постави... владыка Еуфимей полату в дворе у себя...» Однако это было не единственное каменное здание, сменившее при Евфимии ранее стоявшие на Владычном дворе деревянные постройки. В 1439 году он тут же поставил «ключницу хлебную камяну» (хранилище хлебных припасов), в 1442 году — «комнату камяну и поварни камяны», при которых были «чашня» и «молодецкая» (кухня, винные погреба, помещения для дворовых слуг). Наконец, в 1443 году (по другим сведениям в 1436 году) над всем этим сложным архитектурным комплексом поднялась дозорная башня с «часами звонящими». После московских — на Спасской башне — это были вторые в России башенные часы.

Парадный зал Владычной палатыПарадный зал Владычной палаты  
Поднимемся в парадный зал палаты, где вершились когда-то судьбы и Новгорода Великого, и его обширных владений. Узкая галерея с двумя лестницами пристроена к южной стене здания в первой половине XIX века. А как выглядели его фасады первоначально, где располагались входы, через которые попадали в палату участники боярских заседаний,— все это вопросы, на которые можно будет ответить только после тщательного архитектурно-археологического исследования...

Исторические потрясения Великого НовгородаИсторические потрясения Великого Новгорода  
15 января 1478 года во всех концах Новгорода московские дьяки приводили людей к крестному целованию на верность великому московскому князю. На покрытых дубовыми плахами улицах и площадях теснились простолюдины, а на папертях церквей гнусаво распевали молитвы нищие и юродивые — босые, покрытые язвами, увешанные иконами и ладонками. Над всем этим суетливым и разноголосым сборищем гулко звенели колокола: Господин Великий Новгород хоронил свои вольности и привилегии...

Сокровищница русского искусства  
Без преувеличения можно сказать, что ни один гость Новгородского музея-заповедника (хранителя этих сокровищ) не уходит из палаты равнодушным. Здесь все впечатляет: голубоватое мерцание старого серебра, солнечный блеск золота, по-весеннему яркая, праздничная россыпь драгоценных камней. Переходя от витрины к витрине, не знаешь, чему отдать предпочтение: привлекают и строгая простота изделий XI — XII веков, и изысканная узорчатость, великолепие и пышность вещей XVII — XVIII столетий.

Ювелирное искусство Новгорода в XI-XII веках  
Новгород Великий — один из крупнейших ремесленно-торговых городов Северной Европы — в течение многих столетий славился и как центр производства ювелирных изделий. Во все концы Руси и за ее пределы расходились отсюда великолепные произведения серебряников и златокузнецов, в совершенстве владевших разнообразными техническими приемами обработки драгоценных металлов. Уже в XI — ХП веках новгородские умельцы применяли позолоту и резьбу, уверенно чеканили сложные узорчатые композиции, украшали свои изделия кружевной скамью, матовой чернью, теплыми и нежными зернами жемчуга.

Кратиры из Софии НовгородскойКратиры из Софии Новгородской  
Вряд ли найдется книга по искусству Древней Руси, в которой не упоминались бы знаменитые новгородские софийские кратиры. Эти сосуды для причастного вина красноречиво свидетельствуют о том, каких высот достигло уже восемьсот лет назад русское декоративно-прикладное искусство. Тяжелые позолоченные чаши из серебра украшены чеканными изображениями святых и узорами в виде вьющейся виноградной лозы. Фигуры святых приземисты, большеголовы — такие же пропорции имеют изображения святых на многих памятниках новгородской живописи ХII века.

Малый и большой сионы из Софии НовгородскойМалый и большой сионы из Софии Новгородской  
Между кратерами помещен малый, а в соседней витрине – большой сионы. Они также из Софийского собора. Это о них упоминает архидьякон Павел Алеппский в описании путешествия антиохийского патриарха Макария в Россию. Рассказывая о посещении Софийского собора, он сообщает: «На великом выходе дьяконы несли серебряное изображение Сионской церкви и храма Воскресения...»

Золотое и жемчужное шитьё XII века  
К числу уникальных изделий русских мастеров, хранящихся в палате, следует отнести и поручи (часть священнического облачения — нарукавники) Варлаама Хутынского. Это самый древний образец русского золотного и жемчужного шитья, одного из самых распространенных на Руси видов прикладного искусства.

Кризис татаро-монгольского нашествия и возрождение русского искусстваКризис татаро-монгольского нашествия и возрождение русского искусства  
Каких еще необыкновенных вершин могло бы достигнуть русское художественное ремесло, если бы не обрушились на русские земли монголо-татарские полчища, если б не затоптали они в кровь и в грязь чудесные ростки самобытного народного искусства. Трудно сказать, сколько шедевров погибло под развалинами селений, затерялось в обозах и седельных сумках завоевателей. Забыты были и многие секреты мастерства, тщательно разработанные технические приемы,— не до них было в ту жестокую пору безвременья, когда на месте благоустроенных городов, цветущих сел оставались груды дымящихся головней.

Новгородское прикладное искусство XVI векаНовгородское прикладное искусство XVI века  
В середине века сложные заказы Софийского дома неоднократно выполняли Ефим и Костя — «владычни серебряные мастера». Новгородские искусники работали и в других русских городах. Во Всесоюзной библиотеке имени В. И. Ленина в Москве хранится Евангелие, серебряный сканый оклад которого сделал в 1527 году в Троице-Сергиевом монастыре «мастер Иван Попов Новгородец». А в 1556 году Иван Грозный вызвал в Москву «новгородцев серебряных мастеров Ортемка да Родивонка Петровых детей с братиею и с детьми, которые их братия и дети горазды серебром образов окладывати». Это яркое свидетельство того, что работы новгородцев пользовались доброй славой в столице Русского государства.

Новгородское прикладное искусство XVII векаНовгородское прикладное искусство XVII века  
Декоративно-прикладное искусство становится нарядным и жизнерадостным, ярким по краскам, богатым и разнообразным по узорам. Особенной пышностью и богатством отличаются работы мастеров Москвы — общерусского художественного центра, куда были собраны наиболее талантливые мастера из Владимира, Ярославля, Костромы, Новгорода и многих других городов. Изделия новгородских умельцев XVII века обнаруживают хорошее знакомство с произведениями общерусского прикладного искусства и в то же время сохраняют некоторые традиционные черты.

Патриарх, император и безымянные мастераПатриарх, император и безымянные мастера  
В Грановитой палате находятся вещи, принадлежавшие патриарху Никону. Прежде чем стать главою всех церковных учреждений России, Никоп был митрополитом в Новгороде. С той поры хранились в ризнице Софийского собора его панагия (нагрудный знак), рукомой и омофор (часть облачения). Изделия XVII века часто украшены резными, эмалевыми, обронными надписями. Однако в большинстве случаев на них указываются имя заказчика, название монастыря или церкви, для которой выполнена вещь, год изготовления и очень редко — имя мастера.

Русское и западное прикладное искусство XVIII векаРусское и западное прикладное искусство XVIII века  
Начало XVIII века было ознаменовано крупными реформами в экономической, политической и культурной жизни Русского государства. Искусство, которое до этих пор развивалось под определяющим влиянием церкви, приобретает теперь по преимуществу светский характер. Однако и в ризницы церквей и монастырей по-прежнему поступало большое количество изделий из драгоценных металлов. На произведениях первой половины столетия было заметно влияние русского барокко. Они приобретают осложненную форму с капризно изогнутыми поверхностями, орнаментальные узор часто перегружен излишними деталями, в композиционный строй предметов обильно вводятся литые скульптурные фигуры.

Новгородские мастера XIX векаНовгородские мастера XIX века  
В XIX веке в развитии отраслей декоративно-прикладного искусства происходили большие изменения, что было связано с, зарождением и ростом капиталистических форм в хозяйстве. Много нового вносилось в технику обработки металлов (вальцовка, механический штамп, стандартизация отдельных деталей и т. п.).В течение века наблюдаются значительные изменения и в самом стиле декоративно-прикладного искусства. Для начала века характерны классическая строгость форм, гладкие полированные поверхности. Широко применяется сочетание камня и металла, кости и металла.


Публикуется по изданию:
Гормин В. В. Грановитая палата: Краеведческий очерк. — Л.: Лениздат, 1980. — 64 с., ил.



 → Главная   → Русская культура   → Новгород. Владычная (Грановитая) палата  
 
 
  Икона «Параскева, Варвара и Ульяна» Горицкий успенский монастырь Богоматерь «Великая Панагия» или Ярославская Оранта 
 
 
Живое наследие
Русская культура

Серия книг
«Святые России»


Подсказки иконоведа
Блокнот иконоведа

Контакты
Карта сайта
 
 

Число 1947, записанное кириллицей


© Добрые начала, 2021-2025.   
Русская культура. История, архитектура, искусство.
Православные святыни, старинные иконы, иконоведение.


Иконоведы в социальной сети Вконтакте