Добрые начала  
  Живое наследие Русская культура Подсказки иконоведа  
 
 

Русская культураНовгород. Владычная (Грановитая) палатаВознесенский собор в Московском КремлеГорицкий Успенский монастырьМузей деревянного зодчества «Витославлицы»Плотницкое искусство новгородских строителейТроицкая церковь из Реконского монастыряИсторические сведения о Реконском монастыреАрхитектурные особенности Троицкой церквиВнешний облик и интерьер Троицкой церквиПроекты реставрации Троицкой церквиЦерковь Успения из деревни НикулиноЦерковь Николы из деревни Высокий ОстровЦерковь Николы из деревни ТухоляЦерковь Успения из села КурицкоМельница из деревни Ладощина


Троицкая церковь из Реконского монастыря

Памятник народного деревянного зодчества XVII века

Л.Е.Красноречьев, Л.А.Секретарь

От первого ближайшего населенного пункта, д. Заозерье, 7 км совершенно разбитой дороги, если ее возможно назвать дорогой. Вторая деревня Зобище — в 9 км, а от третьей деревни с предупреждающим названием Порог — 14 км. В каком-то месте этого неправильного треугольника, в труднодоступных лесных болотах Любытинского района (бывш. Тихвинского уезда) Новгородской области затерялась бывшая Реконская пустынь.

После войны о ней знали немногие, да и то лишь по рассказам ушедших на покой стариков. Одной из первых со стороны Заозерья проникла туда в 1969 г. с помощью местных проводников научный сотрудник Новгородского музея-заповедника В. М. Ковалева и сделала об этом устное сообщение. В 1972 г. деревянную церковь пустыни обмеряли студенты-практиканты.

Утром в августе 1977 г. после проливного дождя из д. Порог в Реконь направилась очередная экспедиция с проводником — работником лесничества, который не был в тех местах более двух лет. Состав экспедиции: зав. отделом музея народного деревянного зодчества Л. А. Филиппова, сотрудники музея Н. М. Красноречьева, Г. Г. Филиппова, начальник отдела Новгородской Специальной научно-реставрационной производственной мастерской (НСНРПМ) Л. Е. Красноречьев, научный сотрудник НСНРП М Л. А. Секретарь.

Прошли около 3 километров — никакой дороги, даже тропы. Затем просека, залитая водой, и где-то под ногами нащупываются отдельные бревна гати, которая затонула в болоте. И так почти весь путь.

По обеим сторонам речки Реконки на небольших подвышениях внезапно открылись громады каменных зданий Реконского монастыря, среди которых в зарослях спряталась маленькая деревянная церковь XVII в.

Обратный путь через деревню Зобище был еще более трудным. Гать затонула, ноги утопали в трясине. Справа — багровый диск заходящего солнца, искореженные остовы затонувшей военной техники (здесь в течение двух дней пытались пробиться немцы, но после тяжелых боев были отброшены сибиряками) и черные торчащие стволы мертвых деревьев.

Кто и когда основал этот заброшенный монастырь в почти недоступных местах?
С какой целью? Какова его история и судьба?



Витославлицы. Троицкая церковь из Реконского монастыря
Витославлицы. Троицкая церковь из Реконского монастыря

На месте сохранить памятник оказалось невозможно. Решено было перевезти его в Витославлицы (Новгородский музей народного деревянного зодчества), хотя по плану перевозка этого памятника не предусматривалась. Транспортировка была сопряжена с большими трудностями. Работать из-за бездорожья пришлось только зимой. Дорогу прокладывали трактором. С помощью трактора на санях транспортировали материал разобранной постройки до центральной усадьбы совхоза. Из-за больших снежных заносов, которые невозможно было ликвидировать даже бульдозером, впервые в практике Новгородской реставрационной мастерской осуществили перевозку постройки вертолетом.
Сейчас памятник собран и реставрирован.



Примечание:
Реконский монастырь основан на месте обретения иконы Святой Троицы. Обстоятельства обретения таинственны, как и в любых других похожих историях. Вероятно, время обретения иконы сильно сдвинуто, однако в конце XVII века монастырь уже существовал, поэтому логично будет предположить, что икона могла быть написана в середине или даже начале XVI века. Наиболее вероятно, что икона была создана в Новгороде, но с учётом отдалённости и плохой доступности места, где расположен монастырь, не исключено, что икону создал какой-либо деревенский иконописец. (Иконолепие. Бережно и уважительно о старинных иконах.)



Читайте далее: Исторические сведения о Реконском монастыре

 → Главная   → Русская культура   → Музей деревянного зодчества «Витославлицы»   → Троицкая церковь из Реконского монастыря  
 
 
  Икона Владимирской Божией матери Новгородская Владычная (Грановитая) палата Икона «Параскева, Варвара и Ульяна» 
 
 
Живое наследие
Русская культура

Серия книг
«Святые России»


Подсказки иконоведа
Блокнот иконоведа

Контакты
Карта сайта
 
 

Число 1947, записанное кириллицей


© Добрые начала, 2021.   
Русская культура. История, архитектура, искусство.
Православные святыни, старинные иконы, иконоведение.


Иконоведы в социальной сети Вконтакте