Добрые начала  
  Живое наследие Русская культура Подсказки иконоведа  
 
 

Русская культураНовгород. Владычная (Грановитая) палатаВознесенский собор в Московском КремлеГорицкий Успенский монастырьМузей деревянного зодчества «Витославлицы»Плотницкое искусство новгородских строителейТроицкая церковь из Реконского монастыряИсторические сведения о Реконском монастыреАрхитектурные особенности Троицкой церквиВнешний облик и интерьер Троицкой церквиПроекты реставрации Троицкой церквиЦерковь Успения из деревни НикулиноЦерковь Николы из деревни Высокий ОстровЦерковь Николы из деревни ТухоляЦерковь Успения из села КурицкоМельница из деревни Ладощина


Плотницкое искусство новгородских строителей

Клин тесать – мастерство казать

Древний Новгород был одним из крупнейших центров строительной культуры русского Севера, он оказал значительное влияние на формирование северного деревянного зодчества. Обширны и богаты ценными породами деревьев были новгородские леса. На строительство храмов, дворцов шла прямая, несуковатая, мелкослойная кондовая сосна, крупные ели. Кроме сосны и ели при возведении особенно крупных сооружений использовали дуб и даже лиственницу. При археологических раскопках Новгорода находят бревна диаметром 40 — 45 см и больше.

Умение строить из дерева было жизненно необходимо людям, жившим среди лесов. В те давние времена почти каждый мужчина умел плотничать. Из народа выходили искусные мастера-профессионалы, которые объединялись в плотницкие артели. Артели плотников создавали крупные, сложные постройки: хоромы для знати, остроги, церкви и т. д.

Новгородские плотники издавна славились своим искусством. Когда новгородцы во главе с князем Ярославом пошли в 1016 году на киевского князя Святополка, киевский воевода по имени Волчий Хвост презрительно назвал их плотниками: «А вы плотники суще, а приставил вы хором рубити». (История архитектуры под редакцией И. Грабаря, т. 1. М., 1909, с. 332.)

Вероятно, киевляне издавна привлекали новгородских мастеров для строительства деревянных храмов и дворцов. Из поколения в поколение передавали плотники свое мастерство. Рубили, как отмечается в порядных (договорных) записях, «по подобию», но не механически копировали прежние образцы, а развивали архитектурное искусство, учитывая потребности и вкусы своего времени.

Музей деревянного зодчества Витославлицы
Музей деревянного зодчества Витославлицы

«Топор — всему делу голова»,— говорили в старину. Топором рубили храмы, часовни, избы, мельницы, кузницы, мосты, амбары, бани и т. д. Было у мастера и подспорье — скобель, долото, тесло, драч... С давних пор была известна новгородцам и пила. В археологических слоях Х — ХIII веков найдены ножовки и лучковые пилы, но их использовали в столярном деле.

В XVI — XVII веках в строительстве пилу применяли лишь при сооружении больших строений для продольной распиловки бревен на доски, например в XVII столетии при создании Иверского монастыря (близ Валдая). В основном же плотничьи артели обходились топором вплоть до XIX столетия, — старинные мастера хорошо знали, что пила взрыхляет древесные волокна, топор уплотняет, как бы полирует, поэтому рубленые строения долговечнее.

Для получения теса и плах выбирали прямослойный лес. Бревна раскалывали с помощью клиньев. «Без клина и плахи не расколешь», — говорится в старой пословице. Затем доски протесывали топором с обеих сторон, а плаху — с одной. Для заготовки теса таким способом требовалось много леса, времени и сил, но такие доски были очень прочны, долговечны, так как при колке не нарушались древесные волокна.

Основа почти каждой деревянной постройки — сруб. Сруб складывается из бревен, уложенных горизонтально рядами. Каждый такой ряд называется венцом. При возведении сруба любой высоты гвоздями не пользовались. Вековой практикой плотницкого ремесла выработано до пятидесяти способов соединения бревен, но наиболее распространенной была рубка «в обло», то есть округло. При этом способе вырубались соответствовавшие бревну углубления. На углах при такой рубке оставались концы бревен (остатки), это придавало русским храмам и избам особую пластичность и живописность. Широко применяли плотники и более сложный способ крепления бревен «в лапу» (без остатка): для скрепления венцов в верхнем бревне вырубался шип, или «зуб», а в нижнем — паз для него. Обычно «в лапу» рубили небольшие элементы строений — восьмерики под шатрами, основания под крыльца, галереи, опечки и т. д.

Строя избу, крестьянин не всегда мог проявить в полной мере свои художественные способности,— невелики были у него средства. Это было по плечу лишь «миру» при создании крупных общественных строений — храмов.

На Севере церкви часто строились по инициативе крестьян,— ведь храмы были не только религиозными, но и общественными центрами. На их строительство приглашали профессиональных мастеров-плотников. В порядной записи — официальном юридическом документе — подробно оговаривалось, какой должна быть церковь. Это были своего рода словесные чертежи, где в качестве образцов приводились аналогичные постройки и формы. Но, получив представления о будущем строении, мастера должны были полагаться на свой опыт, чутье и вкус. Недаром в старинных договорах обычно встречаются такие выражения: «делать по угожеству», «рубить, как пригож», «как мера и красота скажут». Создавая храмы, строители из народа давали простор своей фантазии, выдумке, изобретательности...

В строительстве мастерам нередко помогали крестьяне. «Мир» чаще всего заготовлял лес, доставлял его к месту постройки. «А нам, крестьянам, тот церковной стеновой лес ронить самим и водою припровадить под погост, и с воды на гору подынуть, и на место поставить, где храму быть...» (Мальчик М. И. Северные порядные записи XVII века на строительство деревянных церквей.— В кн.: Материалы по истории Европейского севера СССР. Северный географический сборник, вып. Ш. Вологда, 1973, с. 408.)

Крестьяне ошкуривали бревна («кора з бревен оскорблять»), готовили площадку под храм, привозили мох для мнения сруба и т. д. Изменения в постройку вносились, как правило, только «по совету с крестьяны».

Веками шел процесс совершенствования строений. Плотники могли создавать даже с современной точки зрения колоссальные храмы, и это, по выражению знатоков деревянной архитектуры Ф. Ф. Горностаева и H. Э. Грабаря, «заставляет особенно высоко ценить искусство древних строителей, умевших так легко справляться с конструированием огромных масс и следивших в то же время неустанно за красотою форм. Прямо поразительно то великолепное понимание ракурсов, которым они обладали, и тонкое чутье пропорций, вылившееся в этих формах». (Горностаев Ф., Грабарь И. Деревянное зодчество русского Севера.— В кн.: История архитектуры под редакцией И. Грабаря, т. 1. М., 1909, с. 343.)

Фото под лицензией CC BY-SA 2.5 с сайта Викисклада. Автор Igor Luzhanov.



Читайте далее: Троицкая церковь из Реконского монастыря

 → Главная   → Русская культура   → Музей деревянного зодчества «Витославлицы»   → Плотницкое искусство новгородских строителей  
 
 
  Икона Владимирской Божией матери Новгородская Владычная (Грановитая) палата Икона «Параскева, Варвара и Ульяна» 
 
 
Живое наследие
Русская культура

Серия книг
«Святые России»


Подсказки иконоведа
Блокнот иконоведа

Контакты
Карта сайта
 
 

Число 1947, записанное кириллицей


© Добрые начала, 2021.   
Русская культура. История, архитектура, искусство.
Православные святыни, старинные иконы, иконоведение.


Иконоведы в социальной сети Вконтакте