Живое наследие | Русская культура | Подсказки иконоведа |
Русская культураНовгород. Владычная (Грановитая) палатаВознесенский собор в Московском КремлеХрам Христа СпасителяРостовский кремльГорицкий Успенский монастырьМузей деревянного зодчества «Витославлицы»Плотницкое искусство новгородских строителейТроицкая церковь из Реконского монастыряИсторические сведения о Реконском монастыреАрхитектурные особенности Троицкой церквиВнешний облик и интерьер Троицкой церквиПроекты реставрации Троицкой церквиЦерковь Успения из деревни НикулиноЦерковь Николы из деревни Высокий ОстровЦерковь Николы из деревни ТухоляЦерковь Успения из села КурицкоМельница из деревни Ладощина | Троицкая церковь из Реконского монастыряИсторические сведения о Реконском монастыреЛ.Е.Красноречьев, Л.А.Секретарь Начальный период монастырской истории — это область легенд и преданий. Одна из них рассказывает о том, что в XIII в. на камне была обретена чудесным образом икона св. Троицы. В подтверждение этого монахи Реконского монастыря вырубили на камне в 1862 г. следующую надпись: «Предание говорит, что шестьсот лет тому назад как обретена на семь камне икона святыя Троицы Божия что в церкви за правым клиросом. 1862 г.» Этот камень в настоящее время находится на правом берегу реки Реконь. Самым ранним документальным свидетельством существования пустыни являлся старинный деревянный крест, который был поставлен в деревянной Троицкой церкви при ее освящении и долгое время хранился в ней. На кресте следующая надпись: «Водружен бысть крест сий в церкви Жив оначальныя Троицы лета ЗРОД год месяц октября в Е день на память святых мучениц Харитины и Манеры при благоверном царе и великом князе Алексеи Михайловиче всеи России и его благовернои царили и великой княгини Наталии Кириловны и при благоверных царевнах и при Святейшем Питириме митрополите великого Новаграда и Великих Лук и при строители старци Арсении». Крест не сохранился. На изображении монастыря, выполненном в 60-х годах XIX в., крест показан водруженным у камня. Рисунок деревянного креста опубликован в брошюре «Описание Свято-Троицкой Реконской пустыни и очерк жизни странника Андрея Иванова Шапошникова, в схиме отца Амфилохия...» (Составлена Н. С... ским. Издание Троице-Реконской пустыни. СПб., 1891). Указанная дата расшифровывается как 3 октября 1666 года. И эта дата, вырезанная на кресте, расходится с датами, которые встречаем в разновременных описях и исторических описаниях (1672 — 1676 гг.). Так как освящение произошло, как утверждает надпись, при Алексее Михайловиче и Наталье Кирилловне, на которой царь женился в 1671 г., то дату 1666 г. следует признать ошибочной. Ошибка была допущена, вероятно, при ее написании. Первая опись Реконского монастыря относится к 1686 г. В это время в монастыре были: деревянная церковь Живоначальной Троицы, «две кельи да конюшни коровеи двор», «ограда около монастыря забрана в столбцы, двои ворота, одни святые воротцы покрыты тесом, другие простые» [1]
В «Переписных книгах Реконской пустыни» 1748 г. в монастыре, кроме Троицкой церкви, значатся: «келия строит елская древяная с сенми о шести окнах, в том числе четыре больших, два волоковых», «ограда деревянная, рубленая пряслами, в неи святыя ворота, в тех вратах построен анбарец небольшой хлебной, оные врата и амбар рублены брусвои, крыты дранью». «За монастырем двор скотницкои, на нем построена келия деревянная с сенми ветхая о пяти окнах, в том числе одно болшее без окончены». [2] Около монастыря существовало, кроме того, гумно с пелевней, «на пелевне» была поставлена старая водяная мельница «об одном поставе», перенесенная от реки Рекони при бывшем иеромонахе Иосафе. Судя по указанным описям, в промежутке между 1686 и 1748 гг. старые монастырские постройки были разобраны, кроме деревянной церкви, и вместо них выстроены новые. В следующей описи 1768 г. не названы в монастыре строительская келья и скотницкий двор, ограда осталась в это время прежней, гумно с овином также остаются не разобранными. Но в описи отмечено. что «все сие строение самое ветхое». [3] С 1685 по 1764 г. Реконская пустынь была приписана к Тихвинскому Большому монастырю. [4] А после этого вообще упразднена. В конце XVIII в. она пришла в полный упадок. Единственная деревянная церковь обветшала. [5] В 1813 г. здесь появился некий странник Андрей Иванов Шапошников, впоследствии схимомонах Амфилохий, который развил бурную деятельность в целях восстановления самостоятельности монастыря и возвращения ему всех земельных угодий, отчужденных в казенное ведомство. [6] Только в 1860 г. Реконская пустынь была утверждена как самостоятельный монастырь, и с этого времени здесь начинается интенсивное строительство. Причины возрождения монастыря следует искать во внутренней политике царского правительства того времени, направленной на укрепление позиций православной церкви. Известно, что в 1860 — 1861 гг. была выстроена деревянная церковь с колокольней св. Сергия и Германа Валаамских чудотворцев. В 1863 г. в скиту (3,5 версты от пустыни) построена церковь св. Тихона Задонского. Обе сгорели соответственно в 1891 и 1900 гг. [7]
В 1870 г. на правом берегу реки Рекони был заложен первый каменный Троицкий собор. Спустя пять лет рядом с деревянной Троицкой церковью на левом берегу реки Рекони началось строительство каменного Покровского собора. [8] Покровский собор и деревянная церковь обносятся каменной оградой с четырьмя башнями по углам и встроенным одноэтажным корпусом. [9] Троицкий собор также окружили каменной оградой. Над входными воротами вознеслась стройная каменная колокольня с двумя ярусами звона. В двух местах через реку перекинули деревянные мосты. Вырыли монастырский пруд, соорудили обширный каменный погреб. Один за другим появились каменный настоятельский корпус, трапезная, одноэтажные и двухэтажные дома для монашеской братии и богомольцев. Через непроходимые леса и топи были проложены широкие просеки с бревенчатыми гатями. Каменные монастырские постройки проектировал профессор архитектуры М. А. Щурупов. Среди работ Щурупова можно отметить соборы в городах Новая Ладога, Торжок, Усть-Ижора, православный храм в Токио, часовни в городах Тихвине, Иркутске и др. [10]
Каменные здания монастыря сохранились; они являются типичными постройками второй половины XIX в., когда в русской архитектуре господствовала эклектика. Смешение элементов различных стилей, декоративная перегруженность, сухость и чрезмерная геометризованность форм характеризуют постройки последнего строительного периода. Наиболее удачно исполнена колокольня, которая отличается вытянутыми пропорциями и выразительным четким силуэтом. Поражает качество строительных работ: несмотря на разрушительное время, кирпичная кладка хорошо сохранилась. После Великой Октябрьской социалистической революции в 1918 г. на базе монастыря был основан совхоз «Реконь». [11] Монастырский комплекс сильно пострадал во время Великой Отечественной войны: по словам очевидцев, это место было ареной упорных боев. Примечание редакции сайта: согласно интернет-источникам в Реконском монастыре постоянно живёт один монах-отшельник, на летнее время приезжают послушники и волонтёры, в связи с аварийным состоянием храма службы в нём не проводятся. Источники: Читайте далее: Архитектурные особенности Троицкой церкви
|
Живое наследие Русская культура | Серия книг «Святые России» | Подсказки иконоведа Блокнот иконоведа | Контакты Карта сайта |
© Добрые начала, 2021-2025. Русская культура. История, архитектура, искусство. Православные святыни, старинные иконы, иконоведение. |