Добрые начала  
  Живое наследие Русская культура Подсказки иконоведа  
 
 

Русская культураНовгород. Владычная (Грановитая) палатаВознесенский собор в Московском КремлеХрам Христа СпасителяРостовский кремльГорицкий Успенский монастырьМузей деревянного зодчества «Витославлицы»Плотницкое искусство новгородских строителейТроицкая церковь из Реконского монастыряИсторические сведения о Реконском монастыреАрхитектурные особенности Троицкой церквиВнешний облик и интерьер Троицкой церквиПроекты реставрации Троицкой церквиЦерковь Успения из деревни НикулиноЦерковь Николы из деревни Высокий ОстровЦерковь Николы из деревни ТухоляЦерковь Успения из села КурицкоМельница из деревни Ладощина


Троицкая церковь из Реконского монастыря

Исторические сведения о Реконском монастыре

Л.Е.Красноречьев, Л.А.Секретарь

Начальный период монастырской истории — это область легенд и преданий. Одна из них рассказывает о том, что в XIII в. на камне была обретена чудесным образом икона св. Троицы. В подтверждение этого монахи Реконского монастыря вырубили на камне в 1862 г. следующую надпись: «Предание говорит, что шестьсот лет тому назад как обретена на семь камне икона святыя Троицы Божия что в церкви за правым клиросом. 1862 г.» Этот камень в настоящее время находится на правом берегу реки Реконь.

Самым ранним документальным свидетельством существования пустыни являлся старинный деревянный крест, который был поставлен в деревянной Троицкой церкви при ее освящении и долгое время хранился в ней. На кресте следующая надпись:

«Водружен бысть крест сий в церкви Жив оначальныя Троицы лета ЗРОД год месяц октября в Е день на память святых мучениц Харитины и Манеры при благоверном царе и великом князе Алексеи Михайловиче всеи России и его благовернои царили и великой княгини Наталии Кириловны и при благоверных царевнах и при Святейшем Питириме митрополите великого Новаграда и Великих Лук и при строители старци Арсении».

Крест не сохранился. На изображении монастыря, выполненном в 60-х годах XIX в., крест показан водруженным у камня. Рисунок деревянного креста опубликован в брошюре «Описание Свято-Троицкой Реконской пустыни и очерк жизни странника Андрея Иванова Шапошникова, в схиме отца Амфилохия...» (Составлена Н. С... ским. Издание Троице-Реконской пустыни. СПб., 1891).

Указанная дата расшифровывается как 3 октября 1666 года. И эта дата, вырезанная на кресте, расходится с датами, которые встречаем в разновременных описях и исторических описаниях (1672 — 1676 гг.). Так как освящение произошло, как утверждает надпись, при Алексее Михайловиче и Наталье Кирилловне, на которой царь женился в 1671 г., то дату 1666 г. следует признать ошибочной. Ошибка была допущена, вероятно, при ее написании.

Первая опись Реконского монастыря относится к 1686 г. В это время в монастыре были: деревянная церковь Живоначальной Троицы, «две кельи да конюшни коровеи двор», «ограда около монастыря забрана в столбцы, двои ворота, одни святые воротцы покрыты тесом, другие простые» [1]


Церковь Троицы Реконского монастыря до перевозки
Церковь Троицы Реконского монастыря до перевозки

В «Переписных книгах Реконской пустыни» 1748 г. в монастыре, кроме Троицкой церкви, значатся: «келия строит елская древяная с сенми о шести окнах, в том числе четыре больших, два волоковых», «ограда деревянная, рубленая пряслами, в неи святыя ворота, в тех вратах построен анбарец небольшой хлебной, оные врата и амбар рублены брусвои, крыты дранью». «За монастырем двор скотницкои, на нем построена келия деревянная с сенми ветхая о пяти окнах, в том числе одно болшее без окончены». [2] Около монастыря существовало, кроме того, гумно с пелевней, «на пелевне» была поставлена старая водяная мельница «об одном поставе», перенесенная от реки Рекони при бывшем иеромонахе Иосафе.

Судя по указанным описям, в промежутке между 1686 и 1748 гг. старые монастырские постройки были разобраны, кроме деревянной церкви, и вместо них выстроены новые.

В следующей описи 1768 г. не названы в монастыре строительская келья и скотницкий двор, ограда осталась в это время прежней, гумно с овином также остаются не разобранными. Но в описи отмечено. что «все сие строение самое ветхое». [3]

С 1685 по 1764 г. Реконская пустынь была приписана к Тихвинскому Большому монастырю. [4] А после этого вообще упразднена. В конце XVIII в. она пришла в полный упадок. Единственная деревянная церковь обветшала. [5]

В 1813 г. здесь появился некий странник Андрей Иванов Шапошников, впоследствии схимомонах Амфилохий, который развил бурную деятельность в целях восстановления самостоятельности монастыря и возвращения ему всех земельных угодий, отчужденных в казенное ведомство. [6]

Только в 1860 г. Реконская пустынь была утверждена как самостоятельный монастырь, и с этого времени здесь начинается интенсивное строительство. Причины возрождения монастыря следует искать во внутренней политике царского правительства того времени, направленной на укрепление позиций православной церкви. Известно, что в 1860 — 1861 гг. была выстроена деревянная церковь с колокольней св. Сергия и Германа Валаамских чудотворцев. В 1863 г. в скиту (3,5 версты от пустыни) построена церковь св. Тихона Задонского. Обе сгорели соответственно в 1891 и 1900 гг. [7]


Колокольня XIX века из Реконского монастыря
Колокольня XIX века из Реконского монастыря.
Экспедиционное фото авторов 1979 года


В 1870 г. на правом берегу реки Рекони был заложен первый каменный Троицкий собор. Спустя пять лет рядом с деревянной Троицкой церковью на левом берегу реки Рекони началось строительство каменного Покровского собора. [8] Покровский собор и деревянная церковь обносятся каменной оградой с четырьмя башнями по углам и встроенным одноэтажным корпусом. [9] Троицкий собор также окружили каменной оградой. Над входными воротами вознеслась стройная каменная колокольня с двумя ярусами звона. В двух местах через реку перекинули деревянные мосты. Вырыли монастырский пруд, соорудили обширный каменный погреб. Один за другим появились каменный настоятельский корпус, трапезная, одноэтажные и двухэтажные дома для монашеской братии и богомольцев. Через непроходимые леса и топи были проложены широкие просеки с бревенчатыми гатями.

Каменные монастырские постройки проектировал профессор архитектуры М. А. Щурупов. Среди работ Щурупова можно отметить соборы в городах Новая Ладога, Торжок, Усть-Ижора, православный храм в Токио, часовни в городах Тихвине, Иркутске и др. [10]

Реконский монастырь
Реконский монастырь в XXI веке

Каменные здания монастыря сохранились; они являются типичными постройками второй половины XIX в., когда в русской архитектуре господствовала эклектика. Смешение элементов различных стилей, декоративная перегруженность, сухость и чрезмерная геометризованность форм характеризуют постройки последнего строительного периода. Наиболее удачно исполнена колокольня, которая отличается вытянутыми пропорциями и выразительным четким силуэтом. Поражает качество строительных работ: несмотря на разрушительное время, кирпичная кладка хорошо сохранилась.

После Великой Октябрьской социалистической революции в 1918 г. на базе монастыря был основан совхоз «Реконь». [11] Монастырский комплекс сильно пострадал во время Великой Отечественной войны: по словам очевидцев, это место было ареной упорных боев.


Примечание редакции сайта: согласно интернет-источникам в Реконском монастыре постоянно живёт один монах-отшельник, на летнее время приезжают послушники и волонтёры, в связи с аварийным состоянием храма службы в нём не проводятся.


Источники:
1. ЛОИИ АН СССР, ф. 132, оп. 6, ед. хр. 2, л. 3, 1686 г., Опись строения церковного и церковной утвари Реконской пустыни.
2. Там же, ф. 132, оп. 6, ед. хр. 6, л. 4 об., 1748 г., Переписные книги Реконской пустыни, учрежденные иеродиаконом Иосафом монастырскому строению, церковным вещам и протчему.
3. ЦГИА, ф. 834, оп. 3, ед. хр. 2456, л. 252 об., 1768 г.
4.Историко-статистическое описание Тихвинского Богородицкого большого мужского монастыря, состоящего Новгородской епархии в г. Тихвине. СПб., 1888.
5. Гос. архив Новгородской области (ГАНО), ф. 480, оп. 1, ед. хр. 1811, 1794 г., Ведомость о состоянии Троицкой Реконской пустыни...
6. Описание Свято-Троицкой Реконской пустыни..., с. 6.
7. ГАНО, ф. 480, оп. 1, ед. хр. 4305, лл. 25 об., 35 об., 36, 1916 г., Отчет о состоянии монастырей за 1916 г.
8. Там же, лл. 35 об., 36; ЛОИИ АН СССР, ф. 132, on. 6, ед. хр. 26, л. 1, 1870 — 1871гг., Пояснительная записка к проекту каменной однопрестольной церкви, предлагаемой к построению в Реконской пустыне.
9. ГАНО, ф. 480, оп. 1, ед. хр. 3707, л. 27 об., Дело о состоянии монастырей за 1903 г.
10. Русская старина, т. XVII, 1884, № 4 — 6, с. 420.
11. ГАНО, ф. 481, оп. 1, ед. хр. 950, лл. 1- 2, 1920 г., Рапорт настоятеля Троицкой Реконской пустыни о состоянии пустыни за 1920 г.



Читайте далее: Архитектурные особенности Троицкой церкви

 → Главная   → Русская культура   → Музей деревянного зодчества «Витославлицы»   → Исторические сведения о Реконском монастыре  
 
 
  Новгородская Владычная (Грановитая) палата Икона «Параскева, Варвара и Ульяна» Горицкий успенский монастырь 
 
 
Живое наследие
Русская культура

Серия книг
«Святые России»


Подсказки иконоведа
Блокнот иконоведа

Контакты
Карта сайта
 
 

Число 1947, записанное кириллицей


© Добрые начала, 2021-2025.   
Русская культура. История, архитектура, искусство.
Православные святыни, старинные иконы, иконоведение.


Иконоведы в социальной сети Вконтакте