Живое наследие | Русская культура | Подсказки иконоведа |
Русская культураНовгород. Владычная (Грановитая) палатаВознесенский собор в Московском КремлеХрам Христа СпасителяРостовский кремльГорицкий Успенский монастырьИстория расцвета и упадка монастыряКрепостные стеныБашни монастыряВорота и палата привратникаНикольская церковьКолокольня и звонница Трапезная палата и Всехсвятская церковьУспенский соборОкрестности монастыряМузей деревянного зодчества «Витославлицы» | Трапезная палата и церковь Всех Святых Горицкого Успенского монастыряУ северной стены Горицкого Успенского монастыря расположены объединенные вместе Всехсвятская церковь и здание, известное под названием Трапезной палаты. Судя по планировке, конструкциям и некоторым элементам декоративного убранства, оба здания построены одновременно. Точная дата их строительства неизвестна. По своим архитектурным формам и конструктивным особенностям существующая трапезная и храм при ней больше всего похожи на постройки второй половины XVII столетия. Некоторые фрагменты декоративного убранства церкви и,палаты (полу-колонки, нарядный пояс, венчающий четверик Всехсвятского храма) напоминают декор обширного трапезного корпуса соседнего Данилова монастыря, строительство которого было завершено в 1695 году. Возможно, что Всехсвятскую церковь и трапезную строили (вместо обветшавших и разобранных старых сооружений) или капитально перестраивали те же мастера, что возвели и богато украшенный корпус, настоятельские покои и примыкающий к ним храм в Данилове монастыре.
Внешний вид горицкой трапезной мало интересен. Позднейшие переделки исказили его настолько, что сейчас не сразу можно распознать в маловыразительном по своему внешнему виду здании памятник древней русской архитектуры. Изменилась форма кровли, очертания оконных проемов, к старым стенам примкнули пристройки. Лишь спаренные полуколонки напоминают о прежнем облике палаты. Значительно более интересна трапезная внутри. Бродя по залам музея, осматривая его экспонаты, следует присмотреться и к конструктивным особенностям древнего сооружения, обратить внимание на хорошо сохранившиеся своды с распалубками. Среди перекрытых сводами помещений, несомненно, наибольший интерес представляет высокая и просторная одностолпная палата второго этажа. Это — главное помещение здания, собственно трапезная палата давшая название всему корпусу. В прошлом обширное помещение не загромождалось никакими перегородками. Легко можно представить себе просторные светлые залы, в центре которого стоит восьмигранный столп. Выложенные из кирпича своды, опираясь на стены и центральный столп, с кажущейся легкостью перекрывают помещение, площадь которого триста с лишним квадратных метров. В древнерусской архитектуре обширные прямоугольные в плане палаты часто перекрывались с помощью поставленной в центре помещения дополнительной опоры, способной вынести немалую нагрузку каменных сводов. Обычно центральными опорами были массивные четырехгранные столпы, на которые опирались четыре пересекающиеся между собой свода. Так перекрыты знаменитая Грановитая палата в московском Кремле, построенная в конце XV века, трапезные в близлежащих с Переславлем городах — Ярославле и Угличе. Очень интересны и одностолпные парадные палаты в соседнем Ростове, возведенные во второй половине XVII столетия.
Трапезная палата в Горицком монастыре имеет не совсем обычную конструктивную схему перекрытия. В центре палаты – восьмигранный столп. Его стороны, поднимаясь к сводам, разделяют их s центральной части на восемь граней. Своды от этого кажутся более легкими, их поверхности всегда неодинаково освещены падающим из окон светом, отчего создается впечатление, что своды свободно и легко парят над головой. Подобные конструктивные решения редко встречаются в русской архитектуре и заслуживают внимания. Однако следует отметить, что в данном случае недостаточно ощутима конструктивная четкость перекрытия квадратного в плане помещения, не выявлена напряженность сводчатой конструкции. С трапезной палатой соединяется Всехсвятская церковь. Первоначальный объем церкви сейчас скрыт различными пристройками, закрывшими выступающую к востоку алтарную часть здания. Хорошо сохранился лишь главный объем храма, увенчанный пятиглавием и возвышающийся над примыкающими к нему строениями и крепостными стенами. На фасадах церкви сохранились оконные наличники, нарядный: фриз, декор барабанов глав. Наибольшее впечатление производит южный фасад здания, обращенный внутрь монастырской территории и хорошо видный при подходе к музею. На гладкой поверхности стены отчетливо вырисовываются отороченные тенями оконные наличники. Зодчие не расчленили фасады здания горизонтальными тягами, стремясь, вероятно, подчеркнуть его высоту. Лишь по верху четверика проходит широкий декоративный пояс, где полукруглые закомары, украшенные раковинами, чередуются с прямоугольными неглубокими нишами. Стройные и легкие колонки наличников и вытянутые полуколонки на углах также подчеркивают высоту здания. Барабаны глав украшены аркатурными поясами и декоративными кокошниками у основания. По отношению ко всему объему здания пятиглавие кажется непропорционально легким, этому впечатлению отчасти способствует и сложная вычурная форма маковиц, которую вряд ли можно считать первоначальной. Более вероятно, что они относятся к середине XVIII века, к периоду коренной перестройки монастыря. Опись того времени свидетельствует о том, что в 1754 году «наугольные главы... за ветхостью о бури свалились и расширены». Кроме кирпича, из которого сложены стены и своды здания, зодчие использовали белый камень — известняк. В стены заложены металлические связи, применявшиеся мастерами для погашения распора сводов. Из старых документов известно, что под горицкой трапезной палатой располагались различные службы, хранилища продуктов. Второй этаж трапезной палаты соединялся с нижними помещениями лестницами, расположенными в толще стен. В советское время были проведены работы по реставрации трапезной палаты, церкви и примыкающих к ним строений. Восстановление поврежденных стен и сводов, ремонт покрытия предотвратили дальнейшее разрушение зданий, но не вернули его искаженным частям прежний облик. Сложный комплекс Горицкой трапезной пока мало исследован и несомненно таит в себе еще много загадок. Пуришев И.Б. Архитектурные памятники Горицкого монастыря в Переславе-Залесском Читайте далее: Успенский собор
|
Живое наследие Русская культура | Серия книг «Святые России» | Подсказки иконоведа Блокнот иконоведа | Контакты Карта сайта |
© Добрые начала, 2021-2025. Русская культура. История, архитектура, искусство. Православные святыни, старинные иконы, иконоведение. |