Добрые начала  
  Живое наследие Русская культура Подсказки иконоведа  
 
 

Русская культураНовгород. Владычная (Грановитая) палатаВознесенский собор в Московском КремлеГорицкий Успенский монастырьИстория расцвета и упадка монастыряКрепостные стеныБашни монастыряВорота и палата привратникаНикольская церковьКолокольня и звонница Трапезная палата и Всехсвятская церковьУспенский соборОкрестности монастыряМузей деревянного зодчества «Витославлицы»


Окрестности Горицкого монастыря в Переславле-Залесском

Поднимемся на звонницу Горицкого Успенского монастыря, что расположена у северной крепостной стены. Со второго яруса звонницы открывается вид на озеро и леса, тающие в голубой дымке, на холмистые поля и далекие деревни, на раскинувшийся в прибрежной низине город. Многое здесь напоминает об ушедших веках — могильные курганы, оборонительные земляные валы, крепостные стены монастырей. Не раз Переславль и его окрестности были свидетелями событий, оставшихся в памяти народа, в истории государства.

Переславль-Залесский
Переславль-Залесский

На южном берегу озера в двух с лишним километрах от города раскинулось село Веськово. Его деревянные домики хорошо видны с горицкой звонницы. За селом парк, в котором находится музей-усадьба «Ботик», у входа в музей — якоря, старинные пушки, гранитный обелиск, напоминающий о том, что в конце XVII века под Переславлем юный Петр I вместе с корабельными мастерами построил потешную флотилию, положившую начало российскому военному флоту. В музее покоится бот «Фортуна» — свидетель тех далеких дней, единственный сохранившийся корабль петровской флотилии.

На противоположном берегу озера, почти напротив Веськова, белеет стройная колокольня, виднеются избы села Городище, рядом с которым сохранились уже заметно оплывшие валы древнего городка Клещина — предшественника Переславля-Залесского. Память об этом уже много веков не существующем поселении осталась в исторических книгах да в названии села.

Недалеко от Городища возвышаются построенные по указу Ивана Грозного крепостные стены и башни Никитского монастыря, отражавшие ожесточенную осаду польско-литовских отрядов в трудную пору «смутного времени» в начале XVII века. Ниже у озера вдоль тихой речки Трубеж протянулась живописная слободка Рыбаки. Рядом со старой слободкой — кварталы относительно новых домов. Среди городских строений — строгий силуэт одноглавого храма. Это — ровесник Переславля, древнейший белокаменный Спасо-Преображенский собор, заложенный по велению князя Юрия Долгорукого в 1152 году. Собор стоит в центре города у земляных валов, возведенных нашими предками при основании города.

Справа от белокаменного храма высоко поднимаются трубы фабрик, теснятся производственные корпуса. В Переславле еще в середине XVIII века возникла одна из первых в России мануфактур, а в конце прошлого столетия на самой крупной прядильной фабрике вспыхнула первая забастовка — началась революционная борьба переславских рабочих. За фабричными строениями — новостройки: жилые дома, школы, промышленные предприятия. Мимо новых зданий и древних земляных валов мчатся автомобили, антенны телевизоров просвечивают сквозь ветви лип и тополей, нередко над фабричными трубами, над главами старых церквей и крепостными башнями в синеве неба медленно тает начертанная стремительным самолетом белая лента облаков.

Зимой с высоты горицкой стены открывается белоснежный бескрайний простор. Не видно, где кончаются поля, где начинается небосвод — морозный туман скрыл границу земли и неба. Мерцают на солнце заснеженные луга, крыши домов, синеют проторенные в сугробах дороги. А в жаркий летний полдень сюда доносится душистое дыхание окрестных лугов, свежесть озера, и видно, как от набежавшего ветерка колышутся поля: золотистые — хлебородные, малиновые-клеверные, как бы отражающие голубизну неба — льняные.

Тот, кто любит неяркую природу средней России, для кого дорога эта земля, надолго запомнит распахнувшееся с высоты горицкого холма приволье — напоенный светом простор русской земли, исстари вдохновлявший сказителей и поэтов, вошедший поэтическим дыханием в народные былины и сказки, сложенные в глубокой древности, и в произведения наших современников. И как удивительно проникновенно звучат здесь задумчивые строфы Сергея Есенина, написанные в канун революции и обращенные к России, к любимой им родной земле.

Опять я теплой грустью болен
От овсяного ветерка.
И на известку колоколен
Невольно крестится рука.
О Русь, малиновое поле
И синь, упавшая в реку,
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
Холодной скорби не измерить,
Ты на туманном берегу,
Но не любить тебя, не верить -
Я научиться не могу.

Это отступление от рассказа о памятниках архитектуры не случайно. Оно продиктовано желанием обратить внимание осматривающих Горицкий монастырь на замечательную картину природы, открывающуюся со звонницы, на памятные исторические места города и его окрестностей, а также стремлением показать, какое огромное значение для восприятия архитектурных памятников имеет их окружение.

Русские зодчие всегда отличались умением удачно выбрать место для того или иного сооружения. Композицию здания, его формы они нередко подчиняли уже сложившемуся облику городских улиц и площадей, рельефу местности. Наиболее удачные планировки городов и сел и наиболее совершенные архитектурные сооружения всегда неразрывно связаны с определенным местом. Многие их достоинства теряются, если изменилось их окружение. Об этом нельзя забывать, осматривая памятники архитектуры.

Сила архитектурного воздействия Переславля-Залесского, как и некоторых других древнерусских городов — Суздаля, Ростова Великого, Каргополя — отчасти в том, что современная городская застройка имеет примерно ту же высоту, что и деревянные сооружения древности. Нынешний Переславль, конечно, сильно отличается от древнего города, иными стали улицы и дома, но в центре города и в слободах у древних монастырей, в основном, сохранилось прежнее соотношение высоты рядовой застройки к земляным валам, крепостным стенам и храмам, которые и поныне возвышаются над окружающими их строениями и во многом определяют облик города. Как и прежде, к монастырским стенам подходят поля, рядом — сады и огороды, заболоченные низины.

Выбор места для крепостных укреплений, жилых палат, храмов обычно предопределялся рядом причин. Об этом убедительно свидетельствует и ансамбль архитектурных памятников Горицкого монастыря. Расположенный на вершине холма у дороги, ведущей из Москвы, монастырь прикрывал своими укреплениями подступы к городу. С его стен и башен хорошо был виден и раскинувшийся в низине город и дорога, идущая по вершинам и склонам холмов на юг, откуда чаще всего подходили вражеские отряды. Из Горицкого монастыря можно было легко и без задержки передать в город сигнал тревоги, весть о приближающейся опасности.

Следует обратить внимание и на то, что основные сооружения монастыря расположены у северной крепостной стены, у края холма. Зодчие отступили от общепринятой на Руси традиции расположения собора и других главных монастырских строений в центре архитектурного ансамбля. Причина, вероятно, в том, что зодчие думали не только о планировке ограниченной крепостными стенами территории — их замыслы были шире. Сооружения, стоящие у стены, обращенной к северу, хорошо видны и из центра города, и из ближних слобод, и с далеких дорог, бегущих по полям и мелколесью к Переславлю.

Древнейшие здания монастыря — старый собор и церковь Иоанна Предтечи — также стояли у края холма около северной крепостной стены. К сожалению, сейчас мы не можем представить себе, какими были первые каменные не дошедшие до наших дней монастырские строения нам известно о них очень мало. На примере же существующих сооружений — Успенского собора, трапезной и Bcехсвятской церкви - видно, что их создатели думали не столько о том, как их здания будут восприниматься вблизи, а стремились прежде всего найти правильное взаимоотношение их объемов и высоты к крутым склонам холма, окрестным полям, ко всей окружающей монастырь природе. И если масштаб Успенского собора и Всехсвятской церкви несколько подавляет и кажется чрезмерно большим при ближайшем осмотре, то издалека с противоположного берега озера и из низины, где расположился город, размеры этих сооружений, их отношение к крепостным стенам производят совсем иное впечатление: казавшиеся громоздкими массивные здания выглядят стройными, изящными и даже легкими. Их высоко поднятые главы удачно венчают ансамбль монастырских строений, а объемы хорошо соотносятся с высотой холма, который воспринимается как естественный постамент монастырского ансамбля.

Вот почему знакомство с Горицким монастырем будет неполным, а впечатление от его храмов, стен и башен недостаточно ярким и запоминающимся, если ограничиться осмотром его построек только вблизи. Чтобы лучше оценить все достоинства его строении, нужно взглянуть на монастырь из центра города с земляных валов и из-за озера, и наконец, внимательно осмотреть его сооружения из-за Подгорной слободы, — именно эта точка зрения обычно привлекает живописцев и графиков — частых гостей Переславля. И тогда постепенно откроются новые достоинства монастырских строений понятнее станут замыслы зодчих, и многое из того, что казалось поначалу неудачным, покажется осмысленным и оправданным.


Пуришев И.Б. Архитектурные памятники Горицкого монастыря в Переславе-Залесском




 → Главная   → Русская культура   → Горицкий Успенский монастырь   → Окрестности монастыря  
 
 
  Икона «Параскева, Варвара и Ульяна» Горицкий успенский монастырь Богоматерь «Великая Панагия» или Ярославская Оранта 
 
 
Живое наследие
Русская культура

Серия книг
«Святые России»


Подсказки иконоведа
Блокнот иконоведа

Контакты
Карта сайта
 
 

Число 1947, записанное кириллицей


© Добрые начала, 2021.   
Русская культура. История, архитектура, искусство.
Православные святыни, старинные иконы, иконоведение.


Иконоведы в социальной сети Вконтакте