Добрые начала  
  Живое наследие Русская культура Подсказки иконоведа  
 
 

Русская культураНовгород. Владычная (Грановитая) палатаВознесенский собор в Московском КремлеГорицкий Успенский монастырьИстория расцвета и упадка монастыряКрепостные стеныБашни монастыряВорота и палата привратникаНикольская церковьКолокольня и звонница Трапезная палата и Всехсвятская церковьУспенский соборОкрестности монастыряМузей деревянного зодчества «Витославлицы»


Успенский собор Горицкого Успенского монастыря

Успенский собор Горицкого Успенского монастыря — самое большое здание монастыря и до сих пор одно из самых крупных сооружений в Переславле. Расположен он у северной крепостной стены, к востоку от Всехсвятской церкви.

Собор строился в пятидесятые — шестидесятые годы XVIII столетия на месте разобранного более старого храма того же названия. Хотя некоторые авторы считают, что древний Успенский собор не разобрали, а лишь перестроили.

Новый Успенский собор лишь часть, хотя и главная, задуманного сложного архитектурного комплекса. Новый ансамбль монастырских строений, по мысли его создателей, должен был включить в себя и сохранившиеся старые здания – Всехсвятскую церковь, трапезную, и вновь возводимые сооружения - собор, Гефсиманию. (На месте Гефсимании стояло одно из наиболее интересных и древних сооружений монастыря — трехглавая церковь Иоанна Предтечи. Яросл. обл. архив. Ф — 1200, оп. 2, № 89).

Успенский собор Горицкого Успенского монастыря в Переславе-Залесском
Успенский собор Горицкого Успенского монастыря в Переславе-Залесском

К древним зданиям должны были примкнуть новые пристройки. Все эти строения объединялись вместе и сообщались друг с другом. Чертеж XVIII века (план перестройки ансамбля) позволяет по достоинству оценить этот интересный замысел архитекторов и увидеть их несомненное профессиональное мастерство. Объединяя столь различные сооружения, зодчие сумели создать совершенно новую планировку — оригинальную и цельную по своему замыслу.

Чертеж не подписан и пока не удалось выяснить имена его авторов. Сейчас можно сделать лишь некоторые предположения о возможных авторах перестройки Горицкого ансамбля. Смету на строительство соборной церкви (лишь на одно здание, а не на весь ансамбль) составлял московский архитектор Карл Бланк. Но упоминание имени К. Бланка, тогда еще молодого архитектора, не дает все же уверенности в том, что его можно считать автором перестройки ансамбля: он был известен не только как архитектор, но и как строитель, руководивший сооружением ряда зданий по проектам других зодчих.

Известно, что в конце сороковых годов XVIII века в Переславле был архитектор Иван Жуков, который осматривал повреждения древних зданий. В 1759 году для надзора за строительством сюда был прислан «синодальный архитектор» Иван Яковлев, а затем архитектор Метлин. Эти архитекторы были связаны с Троице-Сергиевой лаврой и с Дмитрием Ухтомским — выдающимся русским зодчим того времени, возглавлявшим архитектурную «команду» в Москве. Возможно, что проект перестройки Горицкого монастыря создавался в «команде» Ухтомского, где работало немало талантливых архитекторов. Не исключена возможность, что и сам Ухтомский принимал участие в составлении плана нового архитектурного комплекса в Переславле.

Однако первоначальный замысел перестройки не был полностью осуществлен. Был закончен лишь Успенский собор и сделаны некоторые пристройки к старым сооружениям. Строительство Гефсимании — большого высокого здания, соединявшего Всехсвятскую церковь и новый собор, — не было доведено до конца. В восьмидесятые годы прошлого века это недостроенное здание было разобрано. Представление о Гефсимании можно получить по старым фотографиям, запечатлевшим это сооружение незадолго до разборки, а также по сохранившимся небольшим частям здания, примыкающим к Всехсвятской церкви и углам наружных стен галереи собора. Фасады Гефсимании расчленялись пилястрами; различные по своим размерам и очертаниям оконные проемы обрамлялись наличниками; многие детали были сделаны из белого камня. В музее хранятся некоторые белокаменные украшения этого несуществующего здания.

Без Гефсимании западная стена Успенского собора и восточный фасад Всехсвятского корпуса производят странное впечатление. Лишенные убранства, с заложенными проемами, они напоминают о разрушенном сооружении и неосуществленном архитектурном замысле перестройки центра Переславской епархии.

Сейчас трудно судить о том, насколько удалась бы эта перестройка. Отмечая интересно решенный архитекторами план, следует сказать, что композицию Гефсимании вряд ли можно признать удачной. А огромные размеры этого прямоугольного здания (по высоте почти равного Всехсвятской церкви) подавляли бы примыкающие к нему сооружения. Возможно, что строительством Гефсимании и Успенского собора руководили люди, не принимавшие участия в разработке проекта новой планировки Гориц.

План Успенского собора не прост. Центральный объем храма окружают одноэтажные галереи с севера и юга, с востока — алтарное полукружие, к которому примыкают граненые пристройки и низкая аркада. Все помещения храма перекрыты сводами.

Когда подходишь к Успенскому собору, его размеры несколько подавляют. Он кажется чрезмерно большим, а детали его декоративного убранства слишком легковесными. По решению фасадов собор вряд ли можно отнести к лучшим произведениям архитектуры XVIII столетия.

Интерьеры храма, его внутреннее убранство – фигурная штукатурка, скульптурные украшения, деревянная резьба, стенописи – представляют собой несомненный интерес и заслуживают пристального внимания. Лепнина, которая украшает стены и своды собора, очень разнообразна. Здесь и сложные по рисунку наличники, и лихо закрученные картуши, и цветы, и тщательно выполненные капители пилястр. На своде под изображением короны – буква Е и цифра I – память об императрице Елизавете Петровне, в годы царствования которой сооружался Успенский собор, ан а западной стене – вензель E-II, посвященный Екатерине II.

Выразительные скульптуры дополняют убранство интерьеров собора. Со стен смотрят с еле заметной улыбкой добродушные курносые ангелы, они очень земные по своему облику и больше напоминают озорных и чуть ленивых деревенских пареньков, чем посланцев всесильного неба. Глядишь на них и становится ясно, кто служил их прообразом для мастеров, создававших эти скульптурные портреты.

В разнообразном пластически выразительном убранстве стен и сводов собора несомненно чувствуется рука опытных, одаренных мастеров. Амаросий Зертис-Каменский пригласил для отделки Успенского собора мастеров, работавших в Ново-Иерусалимском монастыре.

В сохранившихся документах встречается имя новоиерусалимского живописца Андрея Петрова, присланного для наблюдения за покраской интерьера. Возможно, что он был одним из создателей внутреннего убранства Успенского собора, а может быть, и руководителем этих работ.

Иконостас Успенского собора Горицкого Успенского монастыря в Переславе-Залесском
Иконостас Успенского собора Горицкого Успенского монастыря в Переславе-Залесском

Очень интересен высокий иконостас, поднимающийся в несколько ярусов от пола до свода у восточной стены храма. Иконостас Успенского собора и по своим размерам, и по мастерству выполнения занимает одно из первых мест среди подобных ему произведений русского искусства. Пластическое богатство, отлично выполненные детали, обилие скульптур, каждая из которых очень выразительна и неповторима, изящные по своим пропорциям колонки свидетельствуют о несомненной одаренности резчиков по дереву, которых возглавлял московский мастер Яков Жуков. Эта большая и сложная работа резчиков и позолотчиков была выполнена в 1759 году. Вероятно, в это же время специально для Успенского иконостаса были сделаны иконы, многие из которых заслуживают внимания. Xopoши и небольшие иконостасы в северном и южном приделах — галереях.

Низко опущенные нарядные люстры удачно сочетаются с убранством интерьеров здания. Обращает на себя внимание по своим художественным формам и внушительным размерам редко встречающееся в православных церквах так называемое горное: место в алтарной части храма.

Украшающие стены центрального помещения и северной галереи росписи относятся ко времени завершения строительства собора. Их авторы уже полностью отошли от традиционных для древнерусских художников приемов письма. Различные библейские: сцены изображены на стенописях в реалистической манере. В живописном отношении, пожалуй, наиболее удачны росписи северной галереи. Живопись южной галереи и алтарной части относится к прошлому веку, выполнена она была переславским художником Гусевым в начале восьмидесятых годов.

Разные мастера — лепщики, живописцы, резчики по дереву трудились над убранством Успенского собора. Работы были выполнены почти одновременно. В пышном и разнообразном убранстве всех помещений храма отчетливо ощутимы новые веяния, пришедшие в русское искусство в XVIII веке. Мастера используют многочисленные художественно-декоративные приемы архитектуры барокко. Сочетание лепнины, скульптуры, росписи, золоченой резьбы создает впечатление дворцового великолепия, столь характерное для ряда наиболее интересных культовых сооружений середины XVIII столетия, возведенных в Петербурге и в некоторых других городах Российской империи. Можно себе представить как изумлял переславцев, привыкших к древним сооружениям своего города, новый собор, просторный и высокий, сверкающий золотом огромного иконостаса, белизной лепных узоров и скульптур, поражающий непривычной роскошью своего убранства.

В 1956 — 1961 годах живописные работы в Успенском соборе, находившиеся в плохом состоянии, были реставрированы художниками-реставраторами Н. И. Турецкой и А. Е. Магарамом. В 1966 году была закончена продолжавшаяся около десяти лет реставрация Успенского собора. Были восстановлены утраченные детали внутреннего и наружного убранства, проведены сложные малярные работы. Успенский собор стал частью Переславского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.


Пуришев И.Б. Архитектурные памятники Горицкого монастыря в Переславе-Залесском




Читайте далее: Окрестности монастыря

 → Главная   → Русская культура   → Горицкий Успенский монастырь   → Успенский собор  
 
 
  Икона Владимирской Божией матери Новгородская Владычная (Грановитая) палата Икона «Параскева, Варвара и Ульяна» 
 
 
Живое наследие
Русская культура

Серия книг
«Святые России»


Подсказки иконоведа
Блокнот иконоведа

Контакты
Карта сайта
 
 

Число 1947, записанное кириллицей


© Добрые начала, 2021.   
Русская культура. История, архитектура, искусство.
Православные святыни, старинные иконы, иконоведение.


Иконоведы в социальной сети Вконтакте