Добрые начала  
  Живое наследие Русская культура Подсказки иконоведа  
 
 

Русская культураНовгород. Владычная (Грановитая) палатаСтроительство Владычной палатыПарадный зал Владычной палатыИсторические потрясения Великого НовгородаСокровищница русского искусстваЮвелирное искусство Новгорода в XI-XII векахКратиры из Софии НовгородскойМалый и большой сионы из Софии НовгородскойЗолотое и жемчужное шитьё XII векаКризис татаро-монгольского нашествия и возрождение русского искусстваНовгородское прикладное искусство XVI векаНовгородское прикладное искусство XVII векаПатриарх, император и безымянные мастераРусское и западное прикладное искусство XVIII векаНовгородские мастера XIX векаВознесенский собор в Московском КремлеГорицкий Успенский монастырьМузей деревянного зодчества «Витославлицы»


Ювелирное искусство Новгорода в XI-XII веках

Новгород Великий — один из крупнейших ремесленно-торговых городов Северной Европы — в течение многих столетий славился и как центр производства ювелирных изделий. Во все концы Руси и за ее пределы расходились отсюда великолепные произведения серебряников и златокузнецов, в совершенстве владевших разнообразными техническими приемами обработки драгоценных металлов. Уже в XI — ХП веках новгородские умельцы применяли позолоту и резьбу, уверенно чеканили сложные узорчатые композиции, украшали свои изделия кружевной скамью, матовой чернью, теплыми и нежными зернами жемчуга.

О чрезвычайно высоком уровне развития русского декоративно-прикладного искусства в эпоху до татаро-монгольского нашествия рассказывают экспонаты, помещенные в витринах справа от входа в главный зал.

Две пары золотых серег найдены во время археологических раскопок — на древней мостовой Неревского конца (близ нынешнего здания универмага) и на Рюриковом городище. Серьги украшены миниатюрными бусинками, исполненными в технике кружевной скажи. В Западной Европе такие изделия обычно именуют филигранными, а русское название родилось в глубокой древности от слова «скать», что означает «свивать, ссучивать».

Действительно, мастер-ювелир прежде всего должен был получить тонкую, как волос, серебряную или золотую проволочку, протягивая (волоча) ее через ряды последовательно уменьшающихся по диаметру отверстий в стальной пластике, а иногда и в драгоценных камнях — алмазах или сапфирах. Вслед за этим две-три нити скручивались веревочкой на специальном сучильном станке, и уже из них (часто сплющенных в ленточку) сплетались изящные, прихотливые узоры, напаянные на металлическую основу или просто скрепленные между собой.

Скань часто сочеталась с зернью — мелкими шариками, которые напаивались на сканый орнамент, как это сделано на городищенских серьгах. Чуткими и точными были руки мастеров, изготовивших эти шедевры, не потерявшие своей прелести и через 8 — 9 столетий после их изготовления.

Еще более трудной и сложной была техника исполнения перегородчатых эмалей. Владевшие ее секретом мастера Византии и Киевской Руси прославились на весь мир. В самом деле, взгляните на крошечную золотую чешуйку с изображением Георгия Победоносца и медную пластину с фигурой святого Ипатия. Легкая паутинка напаянных золотых ленточек-перегородок образует здесь микроскопически мелкие ячейки, каждая из которых залита эмалью — особым сплавом стекла, окрашенным окисями металлов в разные цвета. Все вместе образует яркий многокрасочный рисунок, который по насыщенности цветов соперничает с мозаичными композициями.

Однако получить эту разноцветную гамму было нелегко. Эмалевая смесь плавилась в жаровне, и цвет ее зависел от колебаний температуры всего в несколько градусов. И до сих пор неясно, как мастер определял необходимый уровень нагрева. По-видимому, на глаз, руководствуясь интуицией, которая вырабатывалась в течение многих лет постижения тайн этого изысканного ремесла.

Сейчас уже нет сомнений в том, что обе представленные в витрине перегородчатые эмали исполнены в Новгороде. При этом изображение Георгия обнаруживает черты аристократической утонченности и достаточно близко к византийским эмалям ХП века. А фигура Ипатия больше напоминает суровых простонародных старцев на знаменитых фресковых росписях в новгородской Спасо-Нередицкой церкви.

Это свидетельствует о том, что в ХП веке в искусстве Новгорода было два направления: грекофильское — аристократическое и зарождавшееся местное, связанное со вкусами широких кругов посадского населения.

Интересны и другие изделия из серебра, представленные в этой же витрине. Среди них так называемые бармы — оплечья, которые служили для украшения богатого мужского и женского наряда. Скрепленные бусинами круглые серебряные позолоченные медальоны несут на себе резные изображения «расцветшего креста». На него после введения христианской религии возлагалась та же роль, которую в языческие времена выполняли амулеты-обереги, «защищавшие» от болезней, несчастий, нечистой силы. Зачастую случалось и так, что на одном и том же изделии древнего русского мастера мирно соседствовали рисунки и христианских, и языческих символов.

Большой напрестольный крест с яблоками горного хрусталя изготовлен тоже в ХП веке из дерева и обложен басмой. Так называют тонкие листы серебра, на которых со специальных каменных или металлических матриц оттискивался рельефный орнаментальный узор.

В верхней части витрины экспонируются работы мастеров Византии, Франции, Германии, которые наглядно свидетельствуют о широких международных связях Новгорода Великого. Из них особенно хороши иконы с эмалью, родиной которых является город Лимож. Французский мастер подготовил на медной пластине специальные выемки, которые потом залил разноцветной эмалью (отсюда и название — выемчатые эмали) . Интересно, что первоначально эти доски служили в качестве книжных переплетов.

Весьма древнего происхождения ларец-аворий для хранения драгоценностей, обложенный пластинами слоновой кости с резными изображениями, сюжеты которых навеяны античным искусством. Изготовлен ларец в Х веке в Византии, а Софийскому собору был пожалован императрицей Елизаветой Петровной. Она же получила его в подарок от шведского короля, монограмма имени которого укреплена на передней стенке ларца.


Гормин В. В. Грановитая палата: Краеведческий очерк.




Читайте далее: Кратиры из Софии Новгородской

 → Главная   → Русская культура   → Новгород. Владычная (Грановитая) палата   → Ювелирное искусство Новгорода в XI-XII веках  
 
 
  Икона «Параскева, Варвара и Ульяна» Горицкий успенский монастырь Богоматерь «Великая Панагия» или Ярославская Оранта 
 
 
Живое наследие
Русская культура

Серия книг
«Святые России»


Подсказки иконоведа
Блокнот иконоведа

Контакты
Карта сайта
 
 

Число 1947, записанное кириллицей


© Добрые начала, 2021.   
Русская культура. История, архитектура, искусство.
Православные святыни, старинные иконы, иконоведение.


Иконоведы в социальной сети Вконтакте