Живое наследие | Русская культура | Подсказки иконоведа |
Русская культураНовгород. Владычная (Грановитая) палатаСтроительство Владычной палатыПарадный зал Владычной палатыИсторические потрясения Великого НовгородаСокровищница русского искусстваЮвелирное искусство Новгорода в XI-XII векахКратиры из Софии НовгородскойМалый и большой сионы из Софии НовгородскойЗолотое и жемчужное шитьё XII векаКризис татаро-монгольского нашествия и возрождение русского искусстваНовгородское прикладное искусство XVI векаНовгородское прикладное искусство XVII векаПатриарх, император и безымянные мастераРусское и западное прикладное искусство XVIII векаНовгородские мастера XIX векаВознесенский собор в Московском КремлеГорицкий Успенский монастырьМузей деревянного зодчества «Витославлицы» | Сокровищница русского искусстваВо Владычной (Грановитой) палате размещается выставка изделий русского декоративно-прикладного искусства XI-ХХ веков. Основу ее составляет коллекция произведений новгородских, московских, петербургских мастеров. Собрание это сравнительно невелико, по оно включает в себя много драгоценных и даже уникальных экспонатов. Без преувеличения можно сказать, что ни один гость Новгородского музея-заповедника (хранителя этих сокровищ) не уходит из палаты равнодушным. Здесь все впечатляет: голубоватое мерцание старого серебра, солнечный блеск золота, по-весеннему яркая, праздничная россыпь драгоценных камней. Переходя от витрины к витрине, не знаешь, чему отдать предпочтение: привлекают и строгая простота изделий XI — XII веков, и изысканная узорчатость, великолепие и пышность вещей XVII — XVIII столетий. Мастерство, тонкое понимание прекрасного русских умельцев поразительны и заставляют забыть о церковном характере выставленных здесь предметов. Преобладание в экспозиции Грановитой палаты ювелирных изделий обрядового и культового назначения объясняется тем обстоятельством, что коллекция музея сложилась уже после Великой Октябрьской социалистической революции, когда массовый отход трудящихся от религии и церкви привел к закрытию многочисленных храмов и монастырей как в Новгороде, так и во всей Советской стране. Именно в эту пору в собрание музея поступили шедевры древнерусского искусства, хранившиеся раньше в ризницах Софийского собора и новгородских монастырей. И только с этого времени они стали доступными для массового обозрения и подлинно научного обследования. До революции же доступ в Софийскую ризницу разрешался только настоятелем собора, и за год ее посещали не более 100 — 200 человек; Юрьевская и Хутынская ризницы вообще не открывались для осмотра. Изучение истории русского искусства свидетельствует о том, что средневековые умельцы отнюдь не отдавали весь свой талант одному делу украшения церквей и монастырей. Светское декоративно-прикладное искусство процветало на Руси еще с языческой поры. При раскопках могильных курганов и сопок, дохристианских городищ часто находят искусно изготовленные и украшенные подвески, пряжки, ожерелья, браслеты, перстни и т. п. Как правило, они исполнены из дешевых материалов — бронзы, камня, цветных стекол. И лишь в немногих захоронениях, принадлежавших, очевидно, племенным вождям, старейшинам, князьям, встречаются вещи из золота и серебра, украшенные драгоценными камнями, чернью, зернью, жемчугом. Но и те и другие красноречиво свидетельствуют о том, что наши далекие предки обладали большим художественным вкусом и владели сложными приемами обработки этих материалов. После возникновения классов ювелиры серебряники и златокузнецы оказались в распоряжении князей, бояр, богатых купцов, пышные хоромы которых нужно было не только построить, но и украсить нарядной утварью. О таких изделиях светского характера часто упоминают летописи и другие исторические источники. В своем описании путешествия антиохийского патриарха Макария в Россию (XVII век) его секретарь архидьякон Павел Алеппский рассказывает: «Отсюда (из Юрьева монастыря.— В. Г.) пригласил нас в одно из своих поместий на той стороне реки купец, ссудивший на ратное дело царю сумму денег... Собственное жилище купца-гостя украшено разнообразными серебряно-вызолоченными кубками и чашами. Он потчевал нас красным вином, сладостями и дынями». Драгоценные мисы, кубки, ендовы, чаши относились к «поминкам» — дарам, которыми новгородцы жаловали наезжавших в город великого князя, патриарха и других почетных гостей. Сообщая о посещении Иваном Ш Новгорода в 1476 году, летопись перечисляет полученные им дары, среди которых числятся «золотой ковш весом в 2 фунта, золотой ковш с жемчугами весом в 2 фунта, 2 окованных серебром рога, серебряная миса весом в 12 фунтов» и др. Само собой разумеется, что церковь также использовала труд мастеров-ювелиров для украшения храмов. Но вот что интересно: даже в этих изделиях культового назначения мастера никуда не ушли от «грешной» земли, от того, что их окружало в реальной действительности. За примерами ходить недалеко. Многие изделия, представленные на выставке, искусно украшены растительным .орнаментом. На церковных сосудах и подвесках к иконам, на окладах крестов и книг густо переплелись стебли, листья, цветы аканта и хмеля, маков и лилий. В этих своеобразных натюрмортах живет и по сей день восхищение родной природой, которое направляло резец или чекан древнего мастера. Когда смотришь на эти вещи, становится ясно, что серебряники и злато-кузнецы, работая в душных каморках, уносились мечтами отнюдь не в «божий рай», а в русский лес и в русское поле. Гормин В. В. Грановитая палата: Краеведческий очерк. Читайте далее: Ювелирное искусство Новгорода в XI-XII веках
|
Живое наследие Русская культура | Серия книг «Святые России» | Подсказки иконоведа Блокнот иконоведа | Контакты Карта сайта |
© Добрые начала, 2021. Русская культура. История, архитектура, искусство. Православные святыни, старинные иконы, иконоведение. |