Живое наследие | Русская культура | Подсказки иконоведа |
Русская культураНовгород. Владычная (Грановитая) палатаСтроительство Владычной палатыПарадный зал Владычной палатыИсторические потрясения Великого НовгородаСокровищница русского искусстваЮвелирное искусство Новгорода в XI-XII векахКратиры из Софии НовгородскойМалый и большой сионы из Софии НовгородскойЗолотое и жемчужное шитьё XII векаКризис татаро-монгольского нашествия и возрождение русского искусстваНовгородское прикладное искусство XVI векаНовгородское прикладное искусство XVII векаПатриарх, император и безымянные мастераРусское и западное прикладное искусство XVIII векаНовгородские мастера XIX векаВознесенский собор в Московском КремлеГорицкий Успенский монастырьМузей деревянного зодчества «Витославлицы» | Парадный зал Владычной палатыПоднимемся в парадный зал палаты, где вершились когда-то судьбы и Новгорода Великого, и его обширных владений. Узкая галерея с двумя лестницами пристроена к южной стене здания в первой половине XIX века. А как выглядели его фасады первоначально, где располагались входы, через которые попадали в палату участники боярских заседаний,— все это вопросы, на которые можно будет ответить только после тщательного архитектурно-археологического исследования. Впрочем реставраторы уже работают над решением этой задачи. В правой стороне верхнего коридора недавно расчищен от позднейших наслоений штукатурки участок наружной стены ХVI века. Здесь найдена глубокая ниша, а слева и ниже нестрельчатое завершение портала, выложенное из локального кирпича. У входа в главный зал посетители видят суровый лик «Спасителя» — памятник фресковой росписи XV столетия. В руках у Христа книга, развернутая на странице с надписью: «Не на лице зряще судите сынове человечества, но праведен суд судите, им же бо судом судите, судится и вам». Совет господ выносил и важнейшие судебные определения, так что надпись напоминала судьям о том, чтобы они решали дела справедливо и нелицеприятно. Известно, однако, что суд нескорый и суд неправый, суд в интересах власть имущих, был правилом в эпоху феодализма. Новгородский летописец сетовал в записи под 1445 годом: («...не бе в Новегороде правде и правого суда» (фреска написана в 1441 году).
Пожалуй, нигде на русской земле не создано такого множества сказаний, былин и преданий, сколько знает их Новгород. Здесь все памятники древности связаны с легендами. Одна из них записала под изображением Спаса и переносит в ХП век, когда междоусобная схватка столкнула Новгород с Ростово-Суздальским княжеством. В 1469 году суздальское войско подступило к стенам Новгорода. И вот что повествует о дальнейших событиях легенда. В ночь перед сражением новгородский архиепископ Иоанн молился перед изображением Христа. И вдруг Иоанн услышал «глас, говорящий ему: иди в церковь, что на Ильине улице, и, взяв там образ богоматери, вознеси па стены града противу супостатов и узришь спасение граду». Продолжение легенды можно увидеть на одной из самых интересных икон, хранящихся в Новгородском музее. Она так и называется — «Битва новгородцев с суздальцами». Мастер-иконописец изобразил здесь новгородцев, стоящих с образом богоматери на городской стене. «Супостаты»-суздальцы выпустили тучу стрел, и одна из них поразила изображенную на иконе богородицу в глаз. Легенда повествует далее, что в отместку божья матерь ослепила суздальцев, и тогда новгородцы легко расправились с ними, причем взяли так много пленных, что продавали их на базаре по две богаты за человека (почти за бесценок). Нетрудно догадаться, что легенда несла совершенно определенную идеологическую нагрузку: рассказ о победе над суздальцами звучал уже как напоминание и предостережение, что силы небесные на стороне Новгорода, а не Москвы. В XV веке тем было легче сделать такое заключение, что Москва выступала тогда в роли наследника Владимира-Суздальского княжества. В нише слева от входа в парадный зал реставраторы обнаружили три слоя изображений, сменявших друг друга в XV-XIX столетиях. Самый древний пласт штукатурки несет на себе чисто светский орнамент — затейливо переплетенный стебель аканта, вписанный в большой круг. Этот рисунок сделан в 1441 году и лишний раз свидетельствует о первоначальном светском назначении постройки. Однако после присоединения Новгорода к Москве совет господ был распущен. Теперь владыка принимал здесь своих гостей, собирал церковнослужителей для решения церковных вопросов. Простая орнаментальная роспись этому новому назначению здания уже не соответствовала. И в XVII веке ее закрыли изображением Христа в окружении сонма новгородских святых. Понятно, что среди них преобладали новгородские владыки: любому гостю был ясен намек на то, что среди святых приуготовлено место и для ныне здравствующего хозяина палаты. В 1822 году в парадном зале была устроена церковь, и фресковую роспись XVII века закрыл еще один слой грубой масляной живописи. Она не представляла никакой художественной ценности, и в 1978 году художники-реставраторы удалили этот слой, оставив лишь незначительный фрагмент в правой нижней части ниши. Парадный зал представляет собой просторное низкое помещение, посредине которого располагается массивный столб, поддерживающий своды на нервюрах. Эти выпуклые ребра сводов характерны для архитектурных конструкций готики и подтверждают летописные сведения о том, что в строительстве здания принимали участие «мастера немечкые из Заморья». Позднее сложнопрофилированные нервюры были покрыты толстым слоем штукатурки, но сейчас в северо-западном углу зала расчищена часть свода и можно видеть, какими тонкими и изящными они были первоначально. Архитектурное обследование интерьеров Владычной палаты, проведенное в последние годы, привело и к другим важным открытиям. Центральный столб зала со стороны входа выглядит четырехгранным. Оказалось, однако, что раньше он был круглым. В стенах зала найдены несколько небольших ниш, в которых изображены пышные букеты цветов, обрамленные темными сдвоенными кольцами. Стены и своды зала сначала не были расписаны, а только затерты тонким слоем семянки (смесь извести и толченого кирпича) . Позднее палата была расписана, однако существующая роспись сводов относится уже к 20-м годам прошлого столетия. Несмотря на готические конструкции сводов, общий облик интерьера палаты имеет все же русский характер. Квадратный пли прямоугольный зал с одним-двумя опорпыми столбами — типичная форма древнерусских общественных помещений-гридниц. Вдоль стен в них обычно ставились массивные деревянные лавки, а столбы украшались полками с тканями, дорогой серебряной и золотой посудой. Были, конечно, и столы — тяжелые, крепко сколоченные. Гормин В. В. Грановитая палата: Краеведческий очерк. Читайте далее: Исторические потрясения Великого Новгорода
|
Живое наследие Русская культура | Серия книг «Святые России» | Подсказки иконоведа Блокнот иконоведа | Контакты Карта сайта |
© Добрые начала, 2021. Русская культура. История, архитектура, искусство. Православные святыни, старинные иконы, иконоведение. |