Живое наследие | Русская культура | Подсказки иконоведа |
Русская культураНовгород. Владычная (Грановитая) палатаСтроительство Владычной палатыПарадный зал Владычной палатыИсторические потрясения Великого НовгородаСокровищница русского искусстваЮвелирное искусство Новгорода в XI-XII векахКратиры из Софии НовгородскойМалый и большой сионы из Софии НовгородскойЗолотое и жемчужное шитьё XII векаКризис татаро-монгольского нашествия и возрождение русского искусстваНовгородское прикладное искусство XVI векаНовгородское прикладное искусство XVII векаПатриарх, император и безымянные мастераРусское и западное прикладное искусство XVIII векаНовгородские мастера XIX векаВознесенский собор в Московском КремлеГорицкий Успенский монастырьМузей деревянного зодчества «Витославлицы» | Новгородское прикладное искусство XVI векаУченые иногда излагали историю Новгорода только до присоединения его к Великому Московскому княжеству. Дальше, по их словам, начинался упадок хозяйства и культуры некогда славного города. В дореволюционную пору поэт Губер писал: «Время пролетело, слава отжита; Вече онемело — сила отнята. Город воли дикой, Город буйных сил — Новгород Великий тихо опочил». Но не опочил Великий Новгород, не померкла его слава. Напротив, экономика и культура Новгорода поднялись на новую, еще более высокую ступень. В самом деле, разве можно вести речь об упадке экономики, культуры и искусства, если в XVI веке Новгород по-прежнему был одним из крупнейших центров развития архитектуры, живописи, художественных ремесел? Уже в конце столетия здесь насчитывалось более 200 серебряников, которые имели в серебряном ряду Торга 63 лавки. Среди них Остафьев Томила, Сидоров Яким, Шемякин Афанасий, Михайлов Павел, Кишкин Ждан и др. В середине века сложные заказы Софийского дома неоднократно выполняли Ефим и Костя — «владычни серебряные мастера». Новгородские искусники работали и в других русских городах. Во Всесоюзной библиотеке имени В. И. Ленина в Москве хранится Евангелие, серебряный сканый оклад которого сделал в 1527 году в Троице-Сергиевом монастыре «мастер Иван Попов Новгородец». А в 1556 году Иван Грозный вызвал в Москву «новгородцев серебряных мастеров Ортемка да Родивонка Петровых детей с братиею и с детьми, которые их братия и дети горазды серебром образов окладывати». Это яркое свидетельство того, что работы новгородцев пользовались доброй славой в столице Русского государства. В палате экспонируется много чудесных изделий новгородских «кузнецов железу и меди и серебру» XVI века. Конечно, они отличаются от дышащих суровой силой и строгостью произведений предшествующей поры. Теперь для них характерны изысканное благородство, мягкость формы, тонкий изящный орнамент. Но такова и общая характеристика русского прикладного искусства того времени. Как и московские мастера, новгородцы часто применяли скань, позолоту, драгоценные камни, жемчуг.
Среди изделий XVI века особенно интересна панагия (нагрудный знак) новгородского архиепископа Пимена. Она украшена нарядной скамью, сапфирами, крупными зернами жемчуга. В центре панагии овальная пластина черного дерева, покрытая искусной резьбой. О владельце панагии уже упоминалось: Иван Грозный считал его главой заговора, якобы бывшего в Новгороде в 1570 году, В соседней витрине выставлен также посох Пимена, оправленный в серебро с черневым и обронным орнаментом. Рассказывают, что, когда началась расправа с новгородцами — участниками пира в Грановитой палате, Пимен в гневе отбросил в сторону символ своей пастырской власти. От удара об пол разбилось одно из яблок горного хрусталя, украшавших посох. В память об этом мастера, впоследствии чинившие трость, заменили хрустальный шар многогранником. Очень красив оклад Евангелия, на котором кружевной сканый узор обрамляет литые фигурки евангелистов в килевидных арочках. Рисунок и композиция оклада повторяют в уменьшенном размере знаменитый оклад Евангелия из Боровского Пафнутьева монастыря (недалеко от Калуги), изготовленный тоже новгородцами и хранящийся сейчас в Москве, в Государственном историческом музее. Большой золотой крест, украшенный сапфирами и изумрудами, изготовлен в 1600 году. Как и на панагии Пимена, здесь использована цветная эмаль, которая заполняет ячейки, образованные скаными узорами. Сочетание скани с эмалью к концу XVI столетия все чаще встречается в работах русских серебряников. При этом изделия новгородских мастеров принадлежат к наиболее поэтичным произведениям русского декоративного искусства. Бесспорно, из мастерской незаурядного художника вышел серебряный венчик с залитым синей и зеленой эмаль о орнаментом трав и листьев, которые широко и свободно располагаются на фоне, выстланном мелкими позолоченными кружками. Все вместе создает необычайно впечатляющий образ, навеянный живой красотой природы: невольно вспоминается золотое поле ржи и синие васильки с зелеными листочками. Новгород оказал большое влияние на развитие прикладного искусства в северных русских городах, мастера которых творчески использовали технические и художественные приемы, разработанные новгородскими умельцами. Примером этому могут служить кадило i592 года из Кирилло-Белозерского монастыря и малые кресты северной работы, украшенные, как и новгородские вещи, темно-синей и зеленой эмалью, мелкими скаными кружками. Гормин В. В. Грановитая палата: Краеведческий очерк. Читайте далее: Новгородское прикладное искусство XVII века
|
Живое наследие Русская культура | Серия книг «Святые России» | Подсказки иконоведа Блокнот иконоведа | Контакты Карта сайта |
© Добрые начала, 2021. Русская культура. История, архитектура, искусство. Православные святыни, старинные иконы, иконоведение. |