Добрые начала  
  Старинные иконы Подсказки иконоведа Живое наследие Русская культура  
 
 

Русская культураНовгород. Владычная (Грановитая) палатаСтроительство Владычной палатыПарадный зал Владычной палатыИсторические потрясения Великого НовгородаСокровищница русского искусстваЮвелирное искусство Новгорода в XI-XII векахКратиры из Софии НовгородскойМалый и большой сионы из Софии НовгородскойЗолотое и жемчужное шитьё XII векаКризис татаро-монгольского нашествия и возрождение русского искусстваНовгородское прикладное искусство XVI векаНовгородское прикладное искусство XVII векаПатриарх, император и безымянные мастераРусское и западное прикладное искусство XVIII векаНовгородские мастера XIX века


Новгородское прикладное искусство XVI века

Ученые иногда излагали историю Новгорода только до присоединения его к Великому Московскому княжеству. Дальше, по их словам, начинался упадок хозяйства и культуры некогда славного города. В дореволюционную пору поэт Губер писал: «Время пролетело, слава отжита; Вече онемело — сила отнята. Город воли дикой, Город буйных сил — Новгород Великий тихо опочил».

Но не опочил Великий Новгород, не померкла его слава. Напротив, экономика и культура Новгорода поднялись на новую, еще более высокую ступень. В самом деле, разве можно вести речь об упадке экономики, культуры и искусства, если в XVI веке Новгород по-прежнему был одним из крупнейших центров развития архитектуры, живописи, художественных ремесел?

Уже в конце столетия здесь насчитывалось более 200 серебряников, которые имели в серебряном ряду Торга 63 лавки. Среди них Остафьев Томила, Сидоров Яким, Шемякин Афанасий, Михайлов Павел, Кишкин Ждан и др.

В середине века сложные заказы Софийского дома неоднократно выполняли Ефим и Костя — «владычни серебряные мастера». Новгородские искусники работали и в других русских городах. Во Всесоюзной библиотеке имени В. И. Ленина в Москве хранится Евангелие, серебряный сканый оклад которого сделал в 1527 году в Троице-Сергиевом монастыре «мастер Иван Попов Новгородец». А в 1556 году Иван Грозный вызвал в Москву «новгородцев серебряных мастеров Ортемка да Родивонка Петровых детей с братиею и с детьми, которые их братия и дети горазды серебром образов окладывати». Это яркое свидетельство того, что работы новгородцев пользовались доброй славой в столице Русского государства.

В палате экспонируется много чудесных изделий новгородских «кузнецов железу и меди и серебру» XVI века. Конечно, они отличаются от дышащих суровой силой и строгостью произведений предшествующей поры. Теперь для них характерны изысканное благородство, мягкость формы, тонкий изящный орнамент. Но такова и общая характеристика русского прикладного искусства того времени.

Как и московские мастера, новгородцы часто применяли скань, позолоту, драгоценные камни, жемчуг.

Панагия Пимена
Панагия Пимена. XVI век

Среди изделий XVI века особенно интересна панагия (нагрудный знак) новгородского архиепископа Пимена. Она украшена нарядной скамью, сапфирами, крупными зернами жемчуга. В центре панагии овальная пластина черного дерева, покрытая искусной резьбой.

О владельце панагии уже упоминалось: Иван Грозный считал его главой заговора, якобы бывшего в Новгороде в 1570 году,

В соседней витрине выставлен также посох Пимена, оправленный в серебро с черневым и обронным орнаментом. Рассказывают, что, когда началась расправа с новгородцами — участниками пира в Грановитой палате, Пимен в гневе отбросил в сторону символ своей пастырской власти. От удара об пол разбилось одно из яблок горного хрусталя, украшавших посох. В память об этом мастера, впоследствии чинившие трость, заменили хрустальный шар многогранником.

Очень красив оклад Евангелия, на котором кружевной сканый узор обрамляет литые фигурки евангелистов в килевидных арочках. Рисунок и композиция оклада повторяют в уменьшенном размере знаменитый оклад Евангелия из Боровского Пафнутьева монастыря (недалеко от Калуги), изготовленный тоже новгородцами и хранящийся сейчас в Москве, в Государственном историческом музее.

Большой золотой крест, украшенный сапфирами и изумрудами, изготовлен в 1600 году. Как и на панагии Пимена, здесь использована цветная эмаль, которая заполняет ячейки, образованные скаными узорами.

Сочетание скани с эмалью к концу XVI столетия все чаще встречается в работах русских серебряников. При этом изделия новгородских мастеров принадлежат к наиболее поэтичным произведениям русского декоративного искусства. Бесспорно, из мастерской незаурядного художника вышел серебряный венчик с залитым синей и зеленой эмаль о орнаментом трав и листьев, которые широко и свободно располагаются на фоне, выстланном мелкими позолоченными кружками. Все вместе создает необычайно впечатляющий образ, навеянный живой красотой природы: невольно вспоминается золотое поле ржи и синие васильки с зелеными листочками.

Новгород оказал большое влияние на развитие прикладного искусства в северных русских городах, мастера которых творчески использовали технические и художественные приемы, разработанные новгородскими умельцами. Примером этому могут служить кадило i592 года из Кирилло-Белозерского монастыря и малые кресты северной работы, украшенные, как и новгородские вещи, темно-синей и зеленой эмалью, мелкими скаными кружками.


Гормин В. В. Грановитая палата: Краеведческий очерк.




Читайте далее: Новгородское прикладное искусство XVII века

 → Главная   → Русская культура   → Новгород. Владычная (Грановитая) палата   → Новгородское прикладное искусство XVI века  
 
 
 
Старинные иконы
Подсказки иконоведа
Живое наследие
Русская культура

Контакты
E-mail
Карта сайта
 
 

© Добрые начала, 2021.   
Русская культура. История, архитектура, искусство.
Православные святыни, старинные иконы, иконоведение.

Группа Иконовед в социальной сети Facebook  Иконоведы в социальной сети Вконтакте