Живое наследие | Русская культура | Подсказки иконоведа |
Русская культураНовгород. Владычная (Грановитая) палатаСтроительство Владычной палатыПарадный зал Владычной палатыИсторические потрясения Великого НовгородаСокровищница русского искусстваЮвелирное искусство Новгорода в XI-XII векахКратиры из Софии НовгородскойМалый и большой сионы из Софии НовгородскойЗолотое и жемчужное шитьё XII векаКризис татаро-монгольского нашествия и возрождение русского искусстваНовгородское прикладное искусство XVI векаНовгородское прикладное искусство XVII векаПатриарх, император и безымянные мастераРусское и западное прикладное искусство XVIII векаНовгородские мастера XIX векаВознесенский собор в Московском КремлеГорицкий Успенский монастырьМузей деревянного зодчества «Витославлицы» | Исторические потрясения Великого НовгородаСтены парадного зала могли бы многое поведать о важнейших событиях в истории Древней Руси. Видели они иноземных дипломатов, приезжавших, чтобы завязать политические и торговые отношения с Новгородом, видели и великокняжеских послов, пытавшихся посулами и угрозами сломить своевольное упрямство новгородских бояр. 15 января 1478 года во всех концах Новгорода московские дьяки приводили людей к крестному целованию на верность великому московскому князю. На покрытых дубовыми плахами улицах и площадях теснились простолюдины, а на папертях церквей гнусаво распевали молитвы нищие и юродивые — босые, покрытые язвами, увешанные иконами и ладонками. Над всем этим суетливым и разноголосым сборищем гулко звенели колокола: Господин Великий Новгород хоронил свои вольности и привилегии. Во Владычной палате, понурив головы, стояла новгородская господа — именитые бояре и высшее духовенство выслушали здесь указ государя всея Руси Ивана III. «А вечевому колоколу в отчине нашей в Новгороде не быти, а государство нам свое держати как следует великим князьям»— так определялось отныне положение Новгорода. И это был решающий шаг на пути становления единого Русского централизованного государства. Mногие историки и искусствоведы считают, что Грановитая палата в Московском Кремле была выстроена Иваном III по образцу Новгородской Владычной. Впрочем, вполне возможно, что итальянские архитекторы Пьетро Антонио Солари и Марко Руффо, построившие в 1487 — 149i годах этот приемный покой великокняжеского дворца, ориентировались и на другие русские постройки такого же типа. По-видимому, свое нынешнее название — Грановитая — новгородская палата получила именно из-за сходства ее интерьера с московской (иногда производят название Грановитая от гуртов — граней, которыми разделаны своды парадного зала) .
Свидетелем еще одного драматического события в истории города оказалась Грановитая палата через столетие. В 1570 году Иван Грозный получил донос, обвинявший «изящных именитых людей Великого Новгорода» в тайном сговоре с польским королем Сигизмундом Августом. Опричные полки немедленно выступили в поход, и 2 января 1571 года царь уже был в городе. Летописная повесть «О приходе царя и великого князя Иоанна Васильевича всея России самодержца, како казнил Великий Новгород, еже оприщнина и разгром именуется» рассказывает о том, что встречать грозного царя вышел владыка Пимен. Однако Иван IV отказался принять его благословение. «Ты, злочестиве,— заявил Грозный,— в руце твоей держиши... вместо креста оружие. и сим оружием хочеши уязвити царское сердце наше, своим неистовым зломыслием, с своими злотворцы и единомышленники града cero жители, хочеши царские наши державы, отчину пашу Великий богоспасаемый Новгород предать супостатам нашим иноплеменником королю литовскому... и отселе ты не пастырь и учитель... но волк и хищник и губитель и изменник и нашему царскому багру и венцу досадитель». Пытаясь успокоить Грозного, Пимен пригласил его на трапезу в столовую палату. Но трудно было задобрить жестокого самодержца. В самый разгар пира «он нечто помедли... и возопи страшным голосом „Царский ясак"». С этого и начался разнузданный погром, о котором с ужасом вспоминали потом многие поколения новгородцев. Великое множество бояр, купцов, монахов, ремесленников и крестьян было убито без всякого суда и следствия, «без пощаденья и без рассуждения». Один только Малюта Скуратов, как сообщает Синодик (список для поминания), «отделал 1490 человек, да из пищалей пятнадцать человек, им же имена сам ты, господи, веси (знаешь.— В. Г.) подаждь им вечную память». С той поры сложилась в Новгороде еще одна легенда: дескать, так много было пролито горячей крови в Волхов, что и до сих пор он не замерзает в самые лютые морозы. А Пимена царь приказал нарядить в скоморошьи одежды, посадить на лошадь и отправить в заточение в монастырь. Больше четырех веков прошло с той поры, но историки и до сего времени не уверены, действительно ли существовал в Новгороде заговор. Возможно, Грозному просто понадобилось пополнить опустевшую царскую казну. Октябрьская революция открыла новую страницу в истории многих памятников древней русской архитектуры. В распоряжение трудящихся была передана и Грановитая палата. В годы Великой Отечественной войны фашистские оккупанты, стремившиеся уничтожить русскую культуру, разрушили многие замечательные произведения новгородского зодчества. Большой ущерб был нанесен и Грановитой палате, в которой гитлеровцы устроили ресторан. Отступая из Новгорода, они заминировали и само здание, и подходы к нему. Только самоотверженный труд бойцов-саперов спас палату от уничтожения. 20 января 1944 года под сводами палаты состоялось торжественное заседание, посвященное освобождению Новгорода от немецко-фашистских захватчиков. Здесь собрались истинные хозяева и ценители сокровищ древнего зодчества — воины-освободители, представители партийных и советских учреждений, вернувшиеся в истерзанный врагом город. Еще восемь месяцев спустя, 26 сентября 1944 года, в Грановитой палате прошло первое собрание партийного актива области, которое обсуждало вопрос «О мероприятиях па восстановлению Новгорода». Гормин В. В. Грановитая палата: Краеведческий очерк. Читайте далее: Сокровищница русского искусства
|
Живое наследие Русская культура | Серия книг «Святые России» | Подсказки иконоведа Блокнот иконоведа | Контакты Карта сайта |
© Добрые начала, 2021. Русская культура. История, архитектура, искусство. Православные святыни, старинные иконы, иконоведение. |