Живое наследие | Русская культура | Подсказки иконоведа |
Русская культураНовгород. Владычная (Грановитая) палатаВознесенский собор в Московском КремлеГорицкий Успенский монастырьМузей деревянного зодчества «Витославлицы»Плотницкое искусство новгородских строителейТроицкая церковь из Реконского монастыряИсторические сведения о Реконском монастыреАрхитектурные особенности Троицкой церквиВнешний облик и интерьер Троицкой церквиПроекты реставрации Троицкой церквиЦерковь Успения из деревни НикулиноЦерковь Николы из деревни Высокий ОстровЦерковь Николы из деревни ТухоляЦерковь Успения из села КурицкоМельница из деревни Ладощина | Троицкая церковь из Реконского монастыряВнешний облик и интерьер Троицкой церквиЛ.Е.Красноречьев, Л.А.Секретарь 4. В натуре сохранились остатки дощатой обшивки со следами коричневой покраски. Долгое время церковь существовала без обшивки, появилась она в промежутке между 1859 и 1887 гг. [22]Тогда же снаружи церковь покрасили коричневой масляной краской. 5. К моменту исследования тесовая кровля церкви находилась в аварийном состоянии: на паперти она провалилась, на основном и алтарном срубах очень сильно обветшала. За длительный период существования церкви покрытие менялось не один раз. Известно, что в 1843 г. церковь была покрыта новым тесом, [23]незадолго до 1887 г. кровлю перекрывают заново (в «Метрике» 1887 г. говорится и о новой кровле). [24]
Первоначально церковь имела одну небольшую главку, покрытую лемехом и завершенную деревянным крестом. [25] Судя по описанию 1859 г., она завершалась уже тремя крестами (вероятно, все были установлены на главках): один, железный, находился над алтарем,два деревянных над основным срубом и папертью. [26] Они появились, вероятно, после 1846 г. В «Метрике» 1887 г. упоминаются три новые главки, обитые белым железом. [27] До нашего времени уцелела одна небольшая главка с железным покрытием. Под железными листами и дощатой обшивкой были обнаружены следы чешуйчатого покрытия: отверстия от кованых гвоздей и сами гвозди, расположенные в шахматном порядке, а также остатки бересты под гвоздями. Под кровлей алтаря и центрального объема сохранились причелины с традиционным резным городчатым орнаментом. Причелины заканчиваются кругами с вписанными в них четырехконечными крестами. Так же оформлены полотенца. 6. При натурном обследовании интерьера возник вопрос, еще более осложнившийся при изучении архивных материалов. В главном помещении церкви во всех четырех углах имеются врубки для скамей, которые шли вдоль всех стен, обрываясь лишь у дверных проемов (один дверной проем находился в западной стене сруба и вел с первоначального крыльца в церковь, другой соединял меньший сруб с большим, но позднее был растесан) . В то же время в алтарном срубе перед восточной стеной были обнаружены следы врубок для двух полок,на которые, вероятно, устанавливались иконы, как во многих часовнях. Следовательно, первоначально молельня занимала только малый объем постройки, а большое помещение служило папертью. Не случайно основной сруб назван папертью и в ведомости 1750 г., и в описи 1780 г. Даже в «Метрике» 1887 г. это помещение фигурирует по старой традиции как трапезная. До каких пор существовало подобное оформление интерьера? По описи 1686 г., содержащей перечень икон и примерный порядок их расположения, в храме уже был настоящий иконостас с «царскими дверями, сенью и столпцами на красках». [28] Был и правый «крылос», и престол за иконостасом. Мог ли такой иконостас разместиться в малом срубе? Врубок для тябел здесь не обнаружено, так как круглые бревна были растесаны при перестройках между 1859 и 1887 г. При ширине сруба 266 см размеры икон могли быть небольшими (50 х 22 см деисусного ряда и 22 х 22 см праздничного ряда) . Возможно, молельня располагалась в малом срубе длительное время, до тех пор, когда была выстроена новая паперть, а старая превращена собственно в церковь. Тогда же был растесан дверной проем между алтарем и основным срубом (характер затесок выдает их позднее происхождение) и установлен новый иконостас. Наружная архитектура церкви, таким образом, какое-то время не соответствовала организации интерьера. Ведь главный по площади, высоте и выразительности объем, увенчанный главой, являлся всего лишь папертью. A то, что снаружи воспринималось как алтарь, на самом деле было церковью. Явление в своем роде уникальное.
Источники: Читайте далее: Проекты реставрации Троицкой церкви
|
Живое наследие Русская культура | Серия книг «Святые России» | Подсказки иконоведа Блокнот иконоведа | Контакты Карта сайта |
© Добрые начала, 2021. Русская культура. История, архитектура, искусство. Православные святыни, старинные иконы, иконоведение. |