Добрые начала  
  Старинные иконы Подсказки иконоведа Живое наследие Русская культура  
 
 

Русская культураНовгород. Владычная (Грановитая) палатаВознесенский собор в Московском КремлеГорицкий Успенский монастырьМузей деревянного зодчества «Витославлицы»Плотницкое искусство новгородских строителейТроицкая церковь из Реконского монастыряИсторические сведения о Реконском монастыреАрхитектурные особенности Троицкой церквиВнешний облик и интерьер Троицкой церквиПроекты реставрации Троицкой церквиЦерковь Успения из деревни НикулиноЦерковь Николы из деревни Высокий ОстровЦерковь Николы из деревни ТухоляЦерковь Успения из села КурицкоМельница из деревни Ладощина


Троицкая церковь из Реконского монастыря

Внешний облик и интерьер Троицкой церкви

Л.Е.Красноречьев, Л.А.Секретарь

4. В натуре сохранились остатки дощатой обшивки со следами коричневой покраски. Долгое время церковь существовала без обшивки, появилась она в промежутке между 1859 и 1887 гг. [22]Тогда же снаружи церковь покрасили коричневой масляной краской.

5. К моменту исследования тесовая кровля церкви находилась в аварийном состоянии: на паперти она провалилась, на основном и алтарном срубах очень сильно обветшала. За длительный период существования церкви покрытие менялось не один раз. Известно, что в 1843 г. церковь была покрыта новым тесом, [23]незадолго до 1887 г. кровлю перекрывают заново (в «Метрике» 1887 г. говорится и о новой кровле). [24]

Церковь Троицы Реконского монастыря до перевозки
Церковь Троицы Реконского монастыря до перевозки. Вид с востока

Первоначально церковь имела одну небольшую главку, покрытую лемехом и завершенную деревянным крестом. [25] Судя по описанию 1859 г., она завершалась уже тремя крестами (вероятно, все были установлены на главках): один, железный, находился над алтарем,два деревянных над основным срубом и папертью. [26] Они появились, вероятно, после 1846 г. В «Метрике» 1887 г. упоминаются три новые главки, обитые белым железом. [27] До нашего времени уцелела одна небольшая главка с железным покрытием. Под железными листами и дощатой обшивкой были обнаружены следы чешуйчатого покрытия: отверстия от кованых гвоздей и сами гвозди, расположенные в шахматном порядке, а также остатки бересты под гвоздями.

Под кровлей алтаря и центрального объема сохранились причелины с традиционным резным городчатым орнаментом. Причелины заканчиваются кругами с вписанными в них четырехконечными крестами. Так же оформлены полотенца.

6. При натурном обследовании интерьера возник вопрос, еще более осложнившийся при изучении архивных материалов. В главном помещении церкви во всех четырех углах имеются врубки для скамей, которые шли вдоль всех стен, обрываясь лишь у дверных проемов (один дверной проем находился в западной стене сруба и вел с первоначального крыльца в церковь, другой соединял меньший сруб с большим, но позднее был растесан) . В то же время в алтарном срубе перед восточной стеной были обнаружены следы врубок для двух полок,на которые, вероятно, устанавливались иконы, как во многих часовнях.

Следовательно, первоначально молельня занимала только малый объем постройки, а большое помещение служило папертью. Не случайно основной сруб назван папертью и в ведомости 1750 г., и в описи 1780 г. Даже в «Метрике» 1887 г. это помещение фигурирует по старой традиции как трапезная. До каких пор существовало подобное оформление интерьера? По описи 1686 г., содержащей перечень икон и примерный порядок их расположения, в храме уже был настоящий иконостас с «царскими дверями, сенью и столпцами на красках». [28] Был и правый «крылос», и престол за иконостасом. Мог ли такой иконостас разместиться в малом срубе? Врубок для тябел здесь не обнаружено, так как круглые бревна были растесаны при перестройках между 1859 и 1887 г.

При ширине сруба 266 см размеры икон могли быть небольшими (50 х 22 см деисусного ряда и 22 х 22 см праздничного ряда) . Возможно, молельня располагалась в малом срубе длительное время, до тех пор, когда была выстроена новая паперть, а старая превращена собственно в церковь. Тогда же был растесан дверной проем между алтарем и основным срубом (характер затесок выдает их позднее происхождение) и установлен новый иконостас.

Наружная архитектура церкви, таким образом, какое-то время не соответствовала организации интерьера. Ведь главный по площади, высоте и выразительности объем, увенчанный главой, являлся всего лишь папертью. A то, что снаружи воспринималось как алтарь, на самом деле было церковью. Явление в своем роде уникальное.


Источники:
22. ЛОИИ АН СССР, ф. 132, оп. 6, ед. хр. 21, л. 1 об., 1859 г.; ЛОИА АН СССР, III разр., ед. хр. 4183.
23. ЛОИИ АН СССР, ф. 132, оп. 6, ед. хр. 21, л. 2 об., 1859 г.
24. ЛОИА АН СССР, Ш разр., ед. хр. 4183.
25. ЛОИИ АН СССР, ф. 132, on 6, ед. хр. 2, л. 2 об., 1686 г.
26. Там же, ед. хр. 21, л. 1 об., 1859 г.
27. ЛОИА АН СССР, III разр., ед. хр. 4183.
28. ЛОИИ АН СССР, ф. 132, оп. 6, ед. хр. 2, лл. 2 об.— 3, 1686 г.



Читайте далее: Проекты реставрации Троицкой церкви

 → Главная   → Русская культура   → Музей деревянного зодчества «Витославлицы»   → Внешний облик и интерьер Троицкой церкви  
 
 
 
Старинные иконы

Живое наследие
Русская культура

Подсказки иконоведа
Блокнот иконоведа

Контакты
E-mail
Карта сайта
 
 

Число 1947, записанное кириллицей


© Добрые начала, 2021.   
Русская культура. История, архитектура, искусство.
Православные святыни, старинные иконы, иконоведение.


Группа Иконовед в социальной сети Facebook  Иконоведы в социальной сети Вконтакте