Живое наследие | Русская культура | Подсказки иконоведа |
Русская культураНовгород. Владычная (Грановитая) палатаВознесенский собор в Московском КремлеГорицкий Успенский монастырьИстория расцвета и упадка монастыряКрепостные стеныБашни монастыряВорота и палата привратникаНикольская церковьКолокольня и звонница Трапезная палата и Всехсвятская церковьУспенский соборОкрестности монастыряМузей деревянного зодчества «Витославлицы» | Никольская церковь Горицкого Успенского монастыряНад парадными воротами и палатой привратника Горицкого Успенского монастыря возвышается Никольская церковь. Здание состоит из двух основных объемов: невысокой алтарной части, расположенной над палатой, и кубического объема, поднимающегося над аркой ворот. Восьмигранный барабан, прорезанный оконными проемами, поставлен на свод, перекрывающий главное помещение храма. Следующий, меньший барабан лишен световых проемов. Он завершается маковицей, отороченной изящным кружевом металлического подзора. Все фасады церкви различны. Южный фасад украшен тремя декоративными полукружиями. Под центральным полукружием – восьмигранное окно. Два других оконных проема обрамлены наличниками, которые, хотя и имеют некоторое сходство с наличником южного окна нижней палаты, но заметно отличаются от него, уступая ему и в нарядности, и в изяществе. Южная алтарная стена совсем лишена убранства и в сопоставлении с расположенной ниже стеной палаты производит странное впечатление. Композиция и декоративное убранство существующей надвратной церкви не совсем удачно сочетаются с парадными воротами и палатой и значительно снижают впечатление от этих замечательных сооружений.
На западном фасаде Никольской церкви сохранился нарядный портал, обрамлявший ныне заложенный вход в храм. В прошлом вдоль западной стены здания шла галерея, следы ее видны и сейчас. Северный фасад церкви частично закрыт галереей, формы ее больше напоминают убранство палаты и ворот, чем церкви. Северную стену венчают не три декоративных полукружия (как на противоположной южной стене), а четыре. Оконных проемов здесь нет. Дата постройки надвратной церкви также неизвестна. По своим архитектурным формам и композиции она приближается к сооружениям, возводившимся в конце XVII — начале XVIII веков. Восьмигранные окна и восьмерики, венчающие здания, часто встречаются в постройках того времени. Высказанное А. А. Потаповым предположение о том, что существующая церковь построена одновременно с воротами и нижней палатки, но впоследствии перестроена, было повторено рядом авторов, писавших об истории Горицкого монастыря и его архитектурных памятниках. Но исследование стен и сводов церкви показало, что ее и кирпичная кладка не несет следов каких-либо серьезных перестроек. Не видно и остатков утраченных фигурных деталей, которые, если предположение об одновременном строительстве церкви, ворот и палаты верно, должны были бы украшать фасады храма. Кирпич, из которого построена церковь, отличается по своим размерам и плотности от кирпича нижнего этажа качество его значительно хуже. Композиция и элементы декора надвратной церкви совершенно самостоятельны. Следовательно, можно высказать и иное предположение: надвратная церковь построена мастерами, не принимавшими участия в сооружении ворот и палаты; более вероятно, что возводилась она уже в XVIII столетии. Сейчас пока еще трудно делать окончательные выводы о том, пришел ли существующий храм на смену более древнему каменному или же на этом месте возвышалась деревянная церковь, обветшавшая и разобранная «за ветхостью». А может быть, первоначально палатка и ворота были одноэтажными и венчались высокими деревянными кровлями.
Есть основания высказать и такое предположение: зодчему, создавшему на редкость нарядные сооружения, не удалось по тем или иным причинам завершить свою работу. Так думать заставляет северная галерея, поднимающаяся над воротами и относящаяся к первому периоду строительства. Естественно предположить, что рядом с кирпичной галереей должна была подняться не деревянная, а каменная церковь, которая по пышности своего убранства не должна была уступать нижележащим сооружениям. Но замысел талантливого зодчего остался неведом. Спустя некоторое время другой мастер завершил строительство парадной части Горицкой ограды, воздвигнув над стенами палаты и над аркой ворот церковь Николы. Его работа, хотя и обладает определенными достоинствами, но не может равняться с парадными монастырскими вратами и палатой при них. В 1965 — 1966 годах ворота, палата и Никольская церковь были реставрированы. Особенно в плохом состоянии находилась кирпичная кладка надвратного храма, одна из граней его восьмерика обрушилась. Все утраченные части здания, кроме западной галереи, были восстановлены в прежних формах. Фасады были расчищены и вновь побелены. В некоторых местах сохранились следы разнообразных раскрасок, по ним можно проследить, как в разное время в зависимости от вкусов эпохи менялся цвет здания: фасады его были и белые, и розовые, и темно-красные, и желтые. Пуришев И.Б. Архитектурные памятники Горицкого монастыря в Переславе-Залесском Читайте далее: Колокольня и звонница
|
Живое наследие Русская культура | Серия книг «Святые России» | Подсказки иконоведа Блокнот иконоведа | Контакты Карта сайта |
© Добрые начала, 2021. Русская культура. История, архитектура, искусство. Православные святыни, старинные иконы, иконоведение. |