Живое наследие | Русская культура | Подсказки иконоведа |
Русская культураНовгород. Владычная (Грановитая) палатаВознесенский собор в Московском КремлеГорицкий Успенский монастырьИстория расцвета и упадка монастыряКрепостные стеныБашни монастыряВорота и палата привратникаНикольская церковьКолокольня и звонница Трапезная палата и Всехсвятская церковьУспенский соборОкрестности монастыряМузей деревянного зодчества «Витославлицы» | История расцвета и упадка Горицкого Успенского монастыряТочная дата основания Горицкого Успенского монастыря неизвестна. Принято считать, что монастырь был основан при Иване Калите в первой половине XIV века. После разорения в 1382 году отрядами татарского хана Тохтамыша Успенская обитель спустя десятилетие была восстановлена при содействии и на средства жены великого князя Дмитрия Донского Евдокии. Монастырь вновь отстроился, разбогател и стал одним из наиболее зажиточных и знаменитых монастырей. Некоторые из его иноков и архимандритов играли заметную роль в XlV — XV столетиях. Не раз великие князья и цари посещали «Пречистую на Горице». В XVI веке Василий III и его сын Иван Грозный сделали богатые вклады в монастырскую казну. В том же веке в монастыре строятся каменные здания. По выпискам из писцовых книг, составленных в конце двадцатых годов XVII столетия, которые «справил Максимка Данилов» в 1683 году видно, что уже тогда в монастыре были каменные строения. («Два упрраздненных монастыря над Переславским озером». М., 1901.) Среди них хозяйственные постройки: «погреб да ледник да поварня и квасоварня каменные» и церковные здания: собор, трехглавый храм Рождества Иоанна Предтечи, трапезная с церковью. Но крепостные сооружения оставались деревянными. В последующие десятилетия монастырь продолжал строиться. До наших дней сохранились некоторые сооружения, возведенные, как можно предположить, в середине — второй половине XVII века. Богато украшенные, с характерными для того времени деталями «узорочного» убранства, они отмечены печатью несомненного таланта безызвестных зодчих. К сожалению, неизвестны и годы возникновения этих построек. В 1722 году в монастыре был сильный пожар: в огне погибли не только некоторые древние сооружения, но и многие документы, которые могли бы поведать об истории монастыря и его строений, сохранить имена зодчих. В период запустения Горицкой обители и во время перевозки переславских архивов во Владимир было утеряны почти все оставшиеся старые бумаги. Поэтому и по сей день история монастыря и его архитектурных памятников известна недостаточно. Отсутствие целого ряда важных исторических документов, естественно, затрудняет и исследовательские работы. В XVII — начале XVIII столетия Горицкий монастырь владел обширными вотчинами. Как и другим богатым монастырям-феодалам, Переславскому Успенскому монастырю принадлежали пахотные земли, лесные и рыбные угодья, деревни и села с крепостными крестьянами. Монастырь владел пятью тысячами крепостных душ мужского пола. Отношения с крестьянами не всегда были мирными. Так, например, в 1732 году архимандрит Горицкого монастыря Илларион доносил святому Синоду «о двукратном ослушании крестьян села Тетеринского и деревень о платеже денег, о намерении их убить сборщиков и о назывании указов о платеже доимки воровскими». («Владимирские губернские ведомости» 1905. № 38 (часть неофиц.). «По отношению Коллегии Экономии о платеже недоимок...».) Многие монастыри-вотчинники были центрами большого и развитого по тем временам хозяйства. Они владели солеварнями, мельницами, смолокурнями, кузницами. Ведя обширную торговлю, монастыри нуждались в добротных складских помещениях. В старых документах Горицкого монастыря упоминается девять хлебных амбаров, стоявших в южной части монастырской территории. Для различных служб и хранения продуктов предназначались часто и первые, подклетные этажи гражданских, а иногда даже церковных зданий. Под трапезной палатой и церковью в Горицком монастыре располагались ледники, погреба, кладовые. Отдельно стояли каменная поварня, квасоварня, кузня. Кроме этих сооружений за монастырской оградой располагались принадлежавшие монастырю конюшенный, дровяной и скотный дворы. Невдалеке под горою стояли деревянные хозяйственные строения: солодовня, пивоварня, солодовенный овин и другие. Переславский Горицкий монастырь, получая большие доходы, имел возможность приглашать хороших мастеров и вести крупные строительные работы. Неудивительно поэтому, что именно «Пречистая на Горице»— богатейший переславский монастырь, удачно расположенныи и имевший к XVIII столетию немало прекрасных каменных сооружений, — был избран центром вновь созданной в 1744 году епархии. В переславскую епархию входила огромная территория: несколько городов — Дмитров, Александрова слобода (ныне г. Александров), Можайск, Волоколамск и другие, больше двух десятков монастырей и шестьсот с лишним церквей, множество деревень и сел, Однако первые годы епархии не принесли Горицкому монастырю и его древним строениям процветания. Один из первых епископов Серапион — властный и амбициозный человек – начал свою деятельность с того, что принялся разрушать древние монастырские здания, чтобы на их месте построить новые сооружения. Однако ничего нового при Серапионе построено так и не было. Бессмысленно были повреждены и уничтожены интереснейшие, судя по старинным описаниям, древние строения. После энергичных «деяний» Серапиона центр новой епархии пришел в крайне жалкое состояние. Указом от 11 августа 1754 года было «изъяснено», что монастырские строения полуразрушены, «у соборной церкви нет твердой ограды и крышки нет». А посему «для исправления ветхостей Горицкого монастыря» было решено взыскать с вотчинных крестьян по 1 рублю, а с оброчных по 1 рублю 41 1/2 копейки, «да вылезть с каждой души по 2 бруса и по 2 бревна по 3 доски и 10 тесниц... А всего нужно было вывезти и изготовить стропильнику 5616 брусов и такое же число решетнику, досок пятковых 7020, тесу ровного и гладкого 14040 штук и другие материалы. Кроме того, было потребовало с монастырских вотчин по 1 человеку со 100 душ, чтобы треть из них была с лошадьми, а другая треть с топорами, лопатами и носилками и треть состояла из плотников и печников». (А.Свирелин. «Переславский Горицкий ныне упраздненный монастырь». Владимир, 1902, стр.24) Так началась грандиозная перестройка Горицкого монастыря. Работы по перестройке Гориц возглавил преемник Серапиона - Амвросий Зертис-Каменский, бывший переславским и дмитровским епископом с 1753 по 1761 год. Амвросий слыл знатоком архитектуры. В бытность его настоятелем Ново-Иерусалимского монастыря там начали возводить купол, который перекрыл центральную часть собора, построенного еще в середине XVII века при патриархе Никоне. Над проектом перекрытия работал знаменитый Растрелли; первоклассные лепщики и резчики трудились над украшением собора. Некоторые из этих мастеров были приглашены Амвросием и для работы в переславском Горицк эм монастыре.
Десятилетие с 1755 года по 1764 год — период бурного строительства в центре Переславской епархии. В эти годы сооружается и украшается новый Успенский собор, начинается строительство огромного здания так называемой «Гефсимании», перестраиваются старые сооружения — величественный замысел создания нового архитектурного ансамбля начинает осуществляться. Проект перестройки монастыря XVIII века и сейчас удивляет размахом архитектурного замысла, сложностью композиции. Однако в следующее десятилетие строят уже меньше. А в 1788 году Переславская епархия, а вместе с нею и Горицкий монастырь упраздняются. Работы по перестройке архитектурного ансамбля так и не были завершены, хотя за тридцать с лишним лет построено было немало. Были воздвигнуты новые стены и башни взамен обветшавших, построена колокольня и некоторые другие здания. После закрытия монастыря его богатая ризница была отправлена в Москву, часть колоколов увезена в Петербург, большинство зданий остались безнадзорными. Древний и еще недавно богатый и знатный монастырь пришел в запустение. О его сооружениях, считавшихся гордостью обширной епархии, никто не заботился. Дело дошло до того, что некоторые обветшавшие здания в 1812 году были проданы на слом. В то время их не разобрали, но в последующие десятилетия никто их не ремонтировал и не восстанавливал, и Горицкий монастырь, простоявший около ста лет без надзора и внимания, находился на грани почти полного уничтожения. В трапезной палате и Всехсвятской церкви были выломаны полы и перегородки, разобраны печи, «вверху образовались жилища филинов, галок и голубей, а внизу происходили свидания людей для свершения темных и скверных дел». Одно время в подвалах трапезной размещался винный склад. В конце шестидесятых годов прошлого столетия в пустующие помещения собирались даже заключить арестантов. Лишь в 1881 году Синод разрешил разместить в стенах бывшего Успенского монастыря духовное училище. Но и после открытия училища многие древние строения оставались в разрушенном состоянии. Об этом можно судить и по старым фотографиям, и по свидетельствам современников. В восьмидесятые годы была разобрана недостроенная Гефсимания, кирпич которой пошел на строительство новых зданий для духовного училища. Исследователь русской архитектуры А. А. Потапов, посетивший упраздненный Горицкий монастырь в 1897 году, так описывает увиденную картину: «громадное пространство, обнесенное стенами, представляет пустырь поросший травою, с грудами мусора и заросшим прудом... ограда, ворота и башни ветхи и полуразрушены» (А.А. Потапов. «Очерк древней русской гражданской архитектуры». М., 1902 — 1903. Вып. 1, стр. 54 — 55.) Некоторые известные ученые в конце прошлого — начале нашего века неоднократно высказывали озабоченность состоянием памятников архитектуры Горицкого монастыря, не раз говорили о необходимости их ремонта и реставрации. Однако, не имея достаточных средств, Общество защиты и сохранения в России памятников искусства и старины, стремившееся спасти древние здания, не смогло наладить работы по восстановлению ценных архитектурных сооружений. И Горицы, по словам С. Д. Шереметева, «некогда краса и светочь Переславля», продолжали оставаться «безмолвной развалиной». (Предисловие С. Д. Шереметева к изданной им книге «Два упраздненных монастыря над Переславским озером». М., 1901.) После Великой Октябрьской социалистической революции духовное училище было закрыто, а в мае 1919 года в зданиях бывшего Горицкого монастыря открылся Переславль-Залесский краеведческий музей, в котором собраны богатые коллекции произведений искусства, ценные исторические документы и редкие вещи. Некоторые из сохранившихся древних зданий уже в первые годы существования музея были приведены в порядок. Но до 1950х годов почти все сооружения Горицкого монастыря оставались малоизученными. Крепостные стены, башни и храмы не были обмерены и исследованы. Некоторые древние сооружения все еще находились в аварийном состоянии. С 1957 года начались исследования и реставрация памятников архитектуры Горицкого монастыря. Ярославской научно-реставрационной производственной мастерской были изучены и реставрированы некоторые древние сооружения, укреплены и расчищены старые стенописи и деревянная резьба. Из старых документов известно, что в прошлом в Горицком монастыре было значительно больше, чем дошло до наших дней, различных по назначению зданий. Здесь возвышались, разобранные еще в XVIII веке., трехглавая церковь Иоанна Предтечи и церковь Георгия, к которой примыкала больничная палата; поднимался шатер колокольни, увенчанный главой, крытый «чешуею муравленою»; стояли каменные и деревянные кельи, хлебные амбары и другие строения. Здания располагались и в северной части монастыря, там, где сейчас возвышается большой собор, и у пруда, где раскинулся обширный фруктовый сад. Обветшавшие или поврежденные во время пожара здания разбирали и на их месте или рядом строили новые. Но после упразднения епархии, в годы запустения, вместо пришедших в ветхость сооружений не строилось больше новых — монастырь постепенно терял свой былой облик и насыщенную строениями старую планировку. В 1966 году в Горицкий монастырь была перевезена деревянная часовня из деревни Фонинское, расположенной в пятидесяти с лишним километрах от Переславля, недалеко от села Нагорья. Часовня была установлена в саду, к югу от трапезной палаты, и удачно вписалась в ансамбль монастырских строений. Небольшая по размерам и простая по плану фонинская часовня, хотя сама и не является произведением далекого прошлого, все же дает представление о многочисленных деревянных часовнях, которые на протяжении ряда столетий сооружались в русских деревнях и селах, на городских площадях или просто у дорог. Внутри стены часовни украшены несколько примитивными, но не лишенными своеобразной прелести иконами и скульптурами. Пуришев И.Б. Архитектурные памятники Горицкого монастыря в Переславе-Залесском Читайте далее: Крепостные стены
|
Живое наследие Русская культура | Серия книг «Святые России» | Подсказки иконоведа Блокнот иконоведа | Контакты Карта сайта |
© Добрые начала, 2021. Русская культура. История, архитектура, искусство. Православные святыни, старинные иконы, иконоведение. |