Живое наследие | Русская культура | Подсказки иконоведа |
Русская культураНовгород. Владычная (Грановитая) палатаВознесенский собор в Московском КремлеГорицкий Успенский монастырьМузей деревянного зодчества «Витославлицы»Плотницкое искусство новгородских строителейТроицкая церковь из Реконского монастыряИсторические сведения о Реконском монастыреАрхитектурные особенности Троицкой церквиВнешний облик и интерьер Троицкой церквиПроекты реставрации Троицкой церквиЦерковь Успения из деревни НикулиноЦерковь Николы из деревни Высокий ОстровЦерковь Николы из деревни ТухоляЦерковь Успения из села КурицкоМельница из деревни Ладощина | Витославлицы. Церковь Успения из села КурицкоНа берегу озера Мячино среди заливных лугов стоит церковь Успения, перевезенная в 1964 году из прибрежного ильменского села Курицко, что в 17 километрах от Новгорода. Этому памятнику в «Витославлицах» принадлежит особое место, Как уже упоминалось, Успенская церковь — первый экспонат музея под открытым небом. Время создания постройки — 1595 год. Эта дата, известная по церковным описям, была подтверждена дендрохронологическим анализом в лаборатории Института археологии Академии наук СССР под руководством доктора исторических наук Б. А. Колчина. Курицкая церковь относится к типу шатровых храмов «восьмерик на четверике» с шатром. В основе постройки лежит четверик, на который поставлен восьмерик, рубленный с повалом. Здание венчают высокий семпадцатиметровый шатер и маленькая главка, покрытая серебристой осиновой «чешуей». С восточной стороны к основной клети примыкает прямоугольный алтарь, крытый двухскатной крышей с небольшими «полицами» под пею. Особенность постройки подобного типа — ее низкие прирубы, окружающие четверик с трех сторон. Южный прируб — придел, а остальные — галереи-паперти. Все стены здания рублены из круглых бревен «в обло с остатком», а восьмерик — «в лапу». Кровли церкви — тесовые.
Шатровые постройки появились на Руси в глубокой древности. Старинные акты свидетельствуют об их существовании еще в конце XIII века. В летописях XIV-XV веков часто упоминаются храмы «вельми высоки», то есть, вероятно, венчавшиеся шатрами. В старину высота храма была одним из основных мерил его красоты. Наиболее древние шатровые церкви строились с восьмигранным основанием и назывались круглыми. Позднее появились восьмигранники на прямоугольном основании, к которому было удобно пристраивать галереи, приделы, трапезные. Церквей, подобных Курицкой, на русском Севере сохранилось немало, но все они относятся к концу XVII-XVIII веку, Курицкая постройка — самый древний памятник этого типа. Шатровая церковь, аналогичная Успенской, стояла в селе Зимогорье (рядом с Валдаем). Ее запечатлел в рисунке иностранный путешественник Мейерберг, посетивший Россию в 1661 году. По-своему красив суровый и скромный интерьер Курицкой церкви. Плотники тщательно протесали бревна стен в самой церкви и в приделе. Шатер не входит в интерьер здания, а перекрывается изнутри потолком, забранным по матицам досками «в елку» (или «в косяк»). В галерее потолка нет. Через небольшие волоковые и косящатые оконца свет проникает внутрь. Лавки с подзорами устроены не только в галерее, но и в приделе, и в самой церкви, Здесь во время службы могли присесть старцы и калеки. Низкий потолок, бревенчатые стены, лавки придают храму некоторое сходство с простой крестьянской избой. Главным украшением интерьера была живопись иконостасов. Иконостас придела утрачен полностью. От иконостаса самой церкви сохранилась храмовая икона Успения конца XIV века, которая находится в отделе древнерусского искусства Новгородского государственного объединенного музея-заповедника. Кроме того, сохранилось несколько икон XVII — XVIII веков деисусного (моленного) и верхнего (пророческого) рядов и расписные тябла. Эти иконы в дальнейшем будут установлены на прежнее место. Утраченные части иконостаса предполагается заменить иконами из других церквей. Сложной и трагичной была судьба Курицкой церкви до перевозки в музей. За долгую (более 380 лет) жизнь памятник несколько раз менял свое местоположение. Первоначально постройка стояла на самом берегу озера Ильмень. Высокий шатер здания долгие годы служил маяком для ильменских рыбаков (на севере церкви часто играли такую роль). Постепенно берег озера размывало, и, видимо, в конце XVII или начале XVIII века постройка была перенесена подальше от воды. В XIX веке многим деревянным храмам придавали фальшивый образ каменных зданий. Успенская церковь не была исключением. Ее тоже капитально переделали: у западной стены галереи появилась новая колокольня, тогда же разобрали северную часть галереи и западную стену между галереей и церковью. Все здание покрыли тесом и покрасили, деревянное покрытие сменили на металлические кровли, прорубили новые окна, расширив старые проемы. Появились ложные окна и ниши, кар-. низы и наличники. Деревянная постройка приобрела вид каменного здания стиля классицизма, что было распространено в то время. К началу ХХ века Курицкая церковь порядком обветшала, и в 1905 году причт и староста церкви составили «представление» «О необходимости разборки старой церкви за ее ветхостью и ненадобностью, ввиду начавшегося уже разрушения...» («Приговор прихожан Курицкой Успенской церкви Новгородского уезда». Архив Новгородского музея, 1947, инв. № 11884.) Год спустя была сделана попытка «разобрать древнюю деревянную церковь... на постройку часовни.. и на ремонт ограды.» Памятник уцелел лишь благодаря действиям Археологической комиссии и вмешательству крупнейшего реставратора того времени П. П. Покрышкина. Покрышкин проводил первые реставрационно-ремонтные работы Курицкой церкви. Но наводнения постоянно разрушали берег, и в 1927 году церковь перенесли подальше от берега на кладбище в полутора километрах от села. В результате переносов, ремонтов и перестроек образ древнего памятника был искажен. Ко второй половине XX века Курицкая церковь пришла в такое состояние, что предложения о возможности ее спасения многие воспринимали скептически: все кровли прогнили и протекали, началось сильное гниение основных конструкций, подгнили и упали дубовые «стулья», на которых стояло строение, оно «соскользнуло» с них и оказалось на земле, причем части постройки просели неодинаково и стены перекосились. Казалось, что бревна, детали рассыплются при разборке и транспортировке и собрать памятник будет нельзя. Разборка и перевозка церкви производились в 1964 году. Сложнейшая научная реставрация проводилась под руководством доктора архитектуры А. В. Ополовникова и архитектора Л. Е. Красноречьева. По остаткам врубок, документам и сохранившимся частям были восстановлены галерея и придел. Описи XVIII — XIX веков и натурные следы позволили восстановить утраченные части здания с точностью до нескольких сантиметров. По следам восстановлены также потолок, первоначальные окна, скамьи и клиросы, воссозданы тесовая кровля и покрытые лемехом главки. Реставрация была закончена в 1965 году. Древнее строение приобрело первоначальный художественный облик. Освобожденный от наслоений, памятник привлекает своим строгим, четким силуэтом, прекрасными пропорциями. Церковь Успения из Курицко по праву занимает достойное место среди лучших памятников древнерусскиой деревянной архитектуры. Возле Курицкой церкви создана «приозерная» этнографическая зона музея. Сюда будут перевезены жилые и хозяйственные постройки рыбаков с побережья озера Селигер и других водоемов Новгородской области. Кроме рыбацких изб и амбаров экспонатами музея станут челны, ройки и другие старинные средства передвижения по воде. Одно рыболовецкое судно — соймауже находится возле церкви Успения на самом берегу озера Мячино. Существует мнение, что соймы, на которых ильменские рыбаки выходят на промысел и в наши дни, сохранили черты устройства кораблей древних новгородцев. Сойма была передана в музей колхозом имени В. И. Ленина (деревня Устрека Старорусского района) в 1973 году. Фото - Михаил Владимирович Чупринин Читайте далее: Мельница из деревни Ладощина
|
Живое наследие Русская культура | Серия книг «Святые России» | Подсказки иконоведа Блокнот иконоведа | Контакты Карта сайта |
© Добрые начала, 2021. Русская культура. История, архитектура, искусство. Православные святыни, старинные иконы, иконоведение. |