Живое наследие | Русская культура | Подсказки иконоведа |
Русская культураНовгород. Владычная (Грановитая) палатаВознесенский собор в Московском КремлеГорицкий Успенский монастырьМузей деревянного зодчества «Витославлицы»Плотницкое искусство новгородских строителейТроицкая церковь из Реконского монастыряИсторические сведения о Реконском монастыреАрхитектурные особенности Троицкой церквиВнешний облик и интерьер Троицкой церквиПроекты реставрации Троицкой церквиЦерковь Успения из деревни НикулиноЦерковь Николы из деревни Высокий ОстровЦерковь Николы из деревни ТухоляЦерковь Успения из села КурицкоМельница из деревни Ладощина | Витославлицы. Церковь Николы из деревни ТухоляНеподалеку от каменного здания бывшей усадьбы А. А. Орловой поднялись высокие сосны, а среди них на небольшом холме разместилась церковь Николы из деревни Тухоля (Крестецкий район). В Тухоле храм стоял на холмике среди густых елей близ речки Ниши. На этом месте в древние времена также была церковь. Первое упоминание о Тухоле относится к 1478 году, когда князь Иван Ш во время похода на Новгород останавливался «у Николы на Тухоле». Тогда дорога из Москвы в Новгород проходила через Зайцевский ям и Тухоля было, вероятно, крупным селом. По письменным сведениям и многим характерным особенностям этот памятник датируется XVII веком. В XVIII столетии церковь Николы была перевезена в деревню Тухоля из села Усть-Волма. Тогда же она была перестроена. Никольская церковь — типичная клетская постройка. Архитектурно-планировочная схема храма традиционна. Все три квадратные клети в плане сруба расположены по продольной оси. Центральная клеть — собственно церковь, с востока к ней примыкает алтарный сруб, а с запада — трапезная. Главная часть храма значительно выше алтаря и трапезной.
На девятиметровой высоте на основную клеть поставлен еще один суженный с боков сруб, который венчается крутой и высокой крышей. Там, где один сруб переходит в другой, устроены небольшие кровли — «полицы», предназначенные для стока дождевых и талых вод, Все три клети рублены «в обло с остатком» с большим «повалом» (т. е; расширением кверху), столь излюбленным и распространенным приемом в деревянном зодчестве северных земель, Повал увеличивает свес кровли, это предохраняет стены от влаги. Самая большая часть здания — трапезная. Основная клеть — 4,65х4,65 м, алтарь — 3,65хХ3,65 м, трапезная-5,85х5,85 м. По своему назначению трапезные древних приходских церквей — это гражданские, мирские помещения, место схода, где оглашались царские и воеводские указы, разбирались судебные дела, обсуждались хозяйственные вопросы, принимались подати и заключались сделки. По праздникам в трапезных устраивались пиры — «братчины», на которых пили общественное пиво. В обычные дни прихожане из окрестных деревень ожидали в трапезной богослужения, поэтому вдоль стен, как и в избе, врублены лавки. Помещение самой молельни небольшое и кажется еще меньше и теснее из-за двух клиросов для певчих, устроенных по бокам. Алтарь был отделен небольшим двухъярусным иконостасом с высокой панелью внизу и двумя вратами. Но об этом можно судить лишь по некоторым следам, так как иконостас не уцелел. В XIX веке духовенство, изгоняя общественно-мирской дух из церквей, требовало уничтожения трапезных. В Никольской церкви вырубили стену, разделявшую собственно церковь и трапезную. Таким образом, два разных помещения были объединены в одно, предназначенное исключительно для церковных служб. Переделки XIX века коснулись не только трапезной. Тогда были перестроены многие части здания. Строение снаружи и внутри обшили тесом, переделали потолок, главку, расширили почти все окна и дверь, уничтожили скамьи, полочки и т. д. Старинное парадное крыльцо было разобрано, со всех сторон постройку опоясали за. крытой галереей на столбах. Над западной частые церкви появилась маленькая примитивная колокольня. Творение древних мастеров стало неузнаваемым... Впервые памятник был выявлен Н. Н. Романовым, а позднее обследован Л. Е, Красноречьевым. Вот что писал Л. E. Красноречием об этой постройке: «Тухольский памятник, безусловно, может быть причислен к лучшим клетским постройкам культового зодчества. Мастерам-плотникам в этой постройке сравнительно немногими средствами удалось преодолеть геометрическую скованность, обыденность простейшего сруба. Разновеликость клетей в плане, увеличение их по высоте, особенно центральной, промежуточные полицы, крутая крыша на среднем объеме, сужение стен и некоторые другие особенности придают церкви монументальный и в то же время живописный силуэт. По своим художественным качествам Тухольская церковь может быть поставлена вряд с Георгиевской церковью в Юксовичах, церковью из Спас-Вежи и Никольской из с. Глотова». (Церковь Николы из деревни Тухоля Крестецкого района. Отчет по исследованию и перевозке. Специальная Новгородская реставрационная производственная мастерская, инв. № р-728, 1970, с. 16.) Лишенный надзора и охраны, памятник к моменту перевозки имел плачевный вид: нижние венцы неравномерно сгнили, и это вызвало осадку и перекос здания, кровля проржавела и протекла, а западная часть ее рухнула незадолго до начала разборки строения. Перевозка и реставрация памятника производились в 1966 — 1967 годах. Все срубы и главные конструкции храма сохранились. Остальные части — стена между церковью и трапезной, крылечко, окна, дверь, тесовые кровли с копьевидными окончаниями, «охлупень» (шелом) и другие детали восстановлены по сохранившимся следам, образам и аналогиям. Нельзя не почувствовать тонкой поэзии в этой деревенской церкви. Ее очарование усиливается на редкость удачно выбранным местом. Она будто всегда стояла здесь, на берегу озера Мячино. Вокруг строения — ограда из валунов, которая воспроизводит остатки каменной ограды, сохранившейся до наших дней в деревне Тухоля. Органическая связь архитектуры с природой — одна из главных особенностей русского зодчества. Выбору места для храма мастера из народа придавали большое значение. Их ставили обычно в центре деревни или где-нибудь в стороне, но всегда на лучшем, видном месте. То, что многие памятники, перевезенные в музей, удачно вписываются в новый ландшафт, несомненно, заслуга архитекторов-реставраторов, которые решают не только сложные задачи реставрации построек, но и формируют гармоничный облик всего музея под открытым небом. Читайте далее: Церковь Успения из села Курицко
|
Живое наследие Русская культура | Серия книг «Святые России» | Подсказки иконоведа Блокнот иконоведа | Контакты Карта сайта |
© Добрые начала, 2021. Русская культура. История, архитектура, искусство. Православные святыни, старинные иконы, иконоведение. |