Живое наследие | Русская культура | Подсказки иконоведа |
Русская культураНовгород. Владычная (Грановитая) палатаВознесенский собор в Московском КремлеГорицкий Успенский монастырьМузей деревянного зодчества «Витославлицы»Плотницкое искусство новгородских строителейТроицкая церковь из Реконского монастыряИсторические сведения о Реконском монастыреАрхитектурные особенности Троицкой церквиВнешний облик и интерьер Троицкой церквиПроекты реставрации Троицкой церквиЦерковь Успения из деревни НикулиноЦерковь Николы из деревни Высокий ОстровЦерковь Николы из деревни ТухоляЦерковь Успения из села КурицкоМельница из деревни Ладощина | Витославлицы. Церковь Николы из деревни Высокий ОстровЦерковь Николы из деревни Высокий Остров Окуловского района была построена «тщанием прихожан» в 1757 году, т. е. в середине XVIII века, когда пора расцвета народного деревянного зодчества уже миновала. Однако в этот период получили широкое распространение так называемые ярусные церкви, в которых были еще выражены традиции древнерусской архитектуры. Высокоостровский храм относится к этой группе построек, столь распространенных в XVIII веке благодаря своей живописности, и является лучшим из уцелевших памятников в Новгородской области. Это очень внушительное по своим размерам строение. Длина церкви — 29,7 м, ширина — 9 м, высота-22,3 м, высота колокольни — 28,2 м. Объемно-пространственная композиция этого монументального сооружения довольно сложна. Обширный четверик несет три уменьшающихся восьмерика с небольшой главкой и крестом. С восточной стороны находится пятистенный, или круглый, алтарь, с запада – трапезная, одинаковая с основным срубом церкви пз ширине и высоте, но несколько короче его. К трапезной примыкает колокольня, нижняя часть которой служила папертью с тремя входами. Колокольня тоже ярусная. На четверике стоят два уменьшающихся восьмерика, которые завершаются восьмигранным «звоном», шатром и маленькой изящной главкой нз шейке.
Никольский храм срублен, как говорили в старину, «кораблем», то есть все составные части здания расположены строго симметрично по продольной оси. Характерная черта этого памятника — широкое применение рубки «в лапу» из протесанных бревен. Так сделаны алтарь, восьмерики и вся колокольня. Основные же клети — сама церковь и трапезная — рублены «в обло с остатком» из круглых бревен. Брусовые элементы применялись новгородскими плотниками в древних постройках, но делалось это еще очень робко (восьмерики под шатрами, срубы под галереями и т. п.). В XVIII столетии в церквах обязательно имелись архитектурные части из протесанных бревен, но основные помещения — храм и трапезную — рубили по традиции из круглых бревен «в обло». Сочетанием гладких и рельефных стен, где четко выделяются основные и второстепенные объемы, достигается определенный художественный эффект. Высокоостровская церковь, как и все культовые постройки, не избежала перестроек и искажений во второй половине XIX и в начале ХХ века. Вместо дубовых «стульев» под сруб был подведен каменный фундамент, для чего выпилили несколько нижних венцов здания. Основательно перестроили колокольню, а также почти все окна и двери. При устройстве нового потолка закрыли старый, на котором была роспись. Из помещений выбросили скамьи. Бревенчатый сруб обшили досками и покрасили охрой, придав постройке вид каменной. Внутри стены покрыли штукатуркой. В постройке было уничтожено и закрыто все самое ценное, что связывало ее с традициями народного зодчества. Памятник превратился в сухое, стандартное здание. До перевозки в музей церковь стояла на высоком холме посреди деревни. В давние времена она была видна издалека. К. нашему же времени на кладбище, окружавшем постройку с трех сторон, разрослись деревья и почти скрыли ее. Разглядеть церковь можно было только вблизи. Долгие годы здание находилось в запустении. Деревня Высокий Остров расположена в стороне от хороших дорог, что затрудняло реставрацию и охрану памятника. Поэтому Никольскую церковь решено было перевезти в «Витославлицы». Высокоостровская церковь была перевезена в музей в 1976 году. Восстановлены ее первоначальные формы, и она выглядит строгой, монументальной. Сохранился иконостас каркасной (рамной) конструкции. Первоначально он был четырехъярусный. При перестройке храма из-за понижения потолка верхний ярус был перенесен в трапезную. От иконостаса осталась часть икон XVIII — XIX веков. Все эти три постройки — Рождественская, Успенская и Никольская церкви — создали монастырский ансамбль, или погост (погостами в старину называли административно-территориальные центры). Образцом для ансамбля послужил бывший Передский монастырь, характер застройки которого известен по натурным остаткам и древним описям. Маленькая Никулинская церковь символизирует «основание» монастыря, его реликвию. Такие случаи, когда первую постройку бережно сохраняли как святыню, в истории монастырей были нередкими. Торжественная Рождественская церковь предназначена для праздничных служб. А Высокоостровский храм с его обширной трапезной и колокольней в монастырском комплексе соответствует «теплым» (отапливаемым) церквам при трапезных. Бывший Передский монастырь располагался в центре села. В «Витославлицах» комплекс объединяет две этнографические зоны — «мстинскую» и «лесную» (северо-восточную). Он является архитектурно-композиционным центром всего музея под открытым небом. Читайте далее: Церковь Николы из деревни Тухоля
|
Живое наследие Русская культура | Серия книг «Святые России» | Подсказки иконоведа Блокнот иконоведа | Контакты Карта сайта |
© Добрые начала, 2021. Русская культура. История, архитектура, искусство. Православные святыни, старинные иконы, иконоведение. |