Живое наследие | Русская культура | Подсказки иконоведа |
Русская культураНовгород. Владычная (Грановитая) палатаВознесенский собор в Московском КремлеГорицкий Успенский монастырьМузей деревянного зодчества «Витославлицы»Плотницкое искусство новгородских строителейТроицкая церковь из Реконского монастыряИсторические сведения о Реконском монастыреАрхитектурные особенности Троицкой церквиВнешний облик и интерьер Троицкой церквиПроекты реставрации Троицкой церквиЦерковь Успения из деревни НикулиноЦерковь Николы из деревни Высокий ОстровЦерковь Николы из деревни ТухоляЦерковь Успения из села КурицкоМельница из деревни Ладощина | Троицкая церковь из Реконского монастыряАрхитектурные особенности Троицкой церквиЛ.Е.Красноречьев, Л.А.Секретарь Из сохранившихся монастырских построек деревянный Троицкий храм представлял наибольший интерес как памятник народной деревянной архитектуры XVII в. Относительно датировки церкви в архивных документах разногласий нет. Все монастырские описи датой строительства называют 1672 г. В 1676 г. храм был освящен. Троицкая церковь относится к числу типичных построек клетского типа. Ее композиционную основу составляет повышенный центральный сруб, к которому примыкают с восточной стороны алтарный прируб, а с западной стороны — паперть. Церковь рублена в обло с остатком. Отличительной ее особенностью является очень малые размеры: высота церкви с крестом составляет 12,5 м, длина-11,7 м, ширина — 5,0 м (по внешним габаритам). Памятник дошел до нашего времени не в первоначальном виде. Проведенные натурные исследования, а также архивные изыскания позволили восстановить его историю за более чем 300-летний период существования. 1. Установлено, что сруб западной паперти является результатом одной из перестроек. Он сделан в стык к основному срубу. К западной стене центрального объема первоначально примыкало крыльцо. От него на этой стене сохранились врубки для боковых (нижних) и коньковой слег, а также четкий отпечаток двускатной несимметричной кровли. Крыльцо было одновсходным. Лестничный марш шел вдоль стены с юга.
Этот факт подтверждается и архивными данными. Судя по описям 1686, 1748 и 1750 гг., церковь состояла из двух срубов. К повышенному четверику примыкало крыльцо, которое служило одновременно звонницей. В монастырской описи 1748 г. дается следующее описание церкви: «<...> На оной церкви глава обита чешуею, и па главе крест дровяной, а оная церковь и олтарь крыты тесом <...> на церковном крыльце три колокольчика медных малых, доска железная <...>» [12] В ведомости 1750 г. приводятся размеры церкви: длина 3 саж. 10 вершков, ширина 2 саж.: в натуре эту величину с небольшим приближением занимают алтарь и основной сруб. [13] В 1780 г. колокола и железное клепало висели на столое, а не на крыльце, как ранее. Возможно, крыльцо к этому времени обветшало либо было разобрало. [14] Описание Реконской пустыни 1859 г. совершенно определенно фиксирует наличие нового сруба паперти и крыльца при ней с южной стороны: «Существующая ныне в пустыни церковь, дерсвяттная, весьма малая, из соснового леса, срубленная в углы, как обыкновенно крестьяне рубят свои домы, снаружи не обшита тесом и ничем не окрашенная <...> Церковь состоит из трех частей: из квадратного алтаря с одним окном, таковой же, несколько пространнее алтаря, самой церкви с двумя окнами и паперти, тоже квадратной, как видно, пристроенной уже после, с одним окном. При входе в паперть с полуденной стороны приделано небольшое крыльцо». [15] Новая паперть появилась, вероятно, между 1846 и 1859 г. «В 1846 году подведен фундамент из булыжника». А в натуре oн существовал только под восточным и центральным cрубом. Крыльцо паперти, так же как и древнее крыльцо, служило звоппицей: на крыльце висели железное было («клепало», как его называли в прежних описях) и два небольших колокола. Крыльцо паперти не сохранилось. От него уцелели: одно сильно погнившее бревно-выпуск па западной стороне, которое определяет ширину крыльца, и деревянный брус, прибитый к бревну на южной стороне церкви. На этот брус опиралась кровля крыльца-звонницы. Положение бруса и его величина фиксируют длину крыльца и его высоту. На конце бревна-выпуска имеются остатки затесок, характерных для рубки угла «в лапу». О внешних формах крыльца-звонницы дает некоторое представление рисунок Реконской пустыни, выполненный И. Первухиным в 1867 г. [16] 2. Натурные исследования показали, что из шести существовавших окон (одно окно — в западной паперти, два — в северной и южной стенах церкви, три в алтаре) лишь одно волоковое окно в восточной степе алтарного сруба сохранилось в первоначальном виде. В южной стене алтаря обнаружено заложенное волоковое окно, в северной степе основного объема сохранились остатки волокового окна. В южной стене центрального сруба обнаружены следы первоначального косящатого окна, которое позднее было растесано. Действительно, в описи 1748 г. упоминаются четыре окна — «церковь и олтарь о четырех окнах в том числе одно болшее, три волоковых, во всех окончены стеколчатые» [17] (по описи 1686 г. стекольчатые окончины были только в волоковых окнах). [18] В «Описании» церкви 1859 г. священника Калинина также значатся четыре окна: одно в алтаре, два в церкви и одно в пристроенной паперти. Значит, волоковое окно в алтаре было заделано. [19] В «Метрике», составленной в 1887 г., указано то количество и те размеры окон, которые существовали до последнего времени. К 1887 г. прорубили новое большое окно в алтаре, косящатое окно растесали, в северной стене основного сруба церкви прорубили большое окно на месте волокового. [20]
3. Каменный фундамент из булыжника был подведен в 1846 г. [21] До этого времени церковь стояла непосредственно на земле («на почве»). Нижние венцы (не менее 2 — 3) сгнили полностью. При подводке каменного фундамента один или два венца удалили, а в оставшемся 5-м снизу венце заменили многие бревна, уложив новые пазом кверху.
Источники: Читайте далее: Внешний облик и интерьер Троицкой церкви
|
Живое наследие Русская культура | Серия книг «Святые России» | Подсказки иконоведа Блокнот иконоведа | Контакты Карта сайта |
© Добрые начала, 2021. Русская культура. История, архитектура, искусство. Православные святыни, старинные иконы, иконоведение. |