Живое наследие | Русская культура | Подсказки иконоведа |
Русская культураНовгород. Владычная (Грановитая) палатаВознесенский собор в Московском КремлеВремя постройки Вознесенского собораРеконструкция Вознесенского собораПеределки и пристройки Вознесенского собораВознесенский и Архангельские соборы: сходства и отличияВознесенский и Архангельские соборы: копирование через призму русского архитектурного мышленияГодуновы как вероятные заказчики строительства собора ВознесенияЧетыре архитектурных памятника годуновского кругаХрам Христа СпасителяРостовский кремльГорицкий Успенский монастырьМузей деревянного зодчества «Витославлицы» | Вознесенский и Архангельские соборы: копирование через призму русского архитектурного мышленияСобор Вознесенского монастыря в Московском КремлеА.Л.Баталов По композиции своего завершения Вознесенский храм принадлежит к тому типу пятиглавого четырехстолпного собора, который окончательно сформировался в постройках Грозного. Но трактовка его пятиглавия исходит от Архангельского собора. Мы находим здесь не только повторение композиции декора: арматурный пояс, сложный многочастный карниз с развитой венчающей частью, состоящей из чередования полочек и полувалов,— но воспроизведение и рисунка деталей. Повторяется п композиция аркатурного пояса, состоящего, как и в Архангельском соборе, из чередования пар пилястр с фигурными кронштейнами. Мотив такого пояса появляется в московской архитектуре впервые в барабане собора Чуда Архангела Михаила Чудова монастыря (150i — 1503), но здесь мы встречаем именно алевизовские пилястры, а не московские полуколонки. Близок и характер арочек (валик с полочкой у Вознесенского и валик с двумя полочками у Архангельского собора). Сходство подчеркивается также формой капителей в барабане Вознесенского собора. Такая насыщенность декором барабанов, придающая легкость мощному пятиглавию, не свойственна тяжелым завершениям храмов грозненского времени и исходит от архитектуры алевизовского собора. Поэтому, кроме повторения рисунка, можно говорить не только о заимствовании темы, но даже о ее развитии, что подчеркивается более плотно посаженными, чем в Архангельском соборе, звеньями аркатуры. Все в совокупности убеждает в том, что в Вознесенском соборе мы встречаемся с последовательным и сознательным копированием архитектуры Архангельского собора. Однако образ постройки венецианского зодчего прошел через призму архитектурного мышления русских зодчих XVI в., их традиционных представлений о композиции культового здания.
В композиции этих соборов, наряду с некоторыми общими мотивами (пятиглавие заметно сдвинуто к востоку, апсиды выделены очень сдержанно), можно увидеть и существенное различие. Пропорции четверика Архангельского собора, отношение высот глав к высоте стен (от подошвы цоколя до верха закомар), положение пятиглавия на продольной оси сооружения, отношение выноса апсид к длине храма придают ему характер, не свойственный традиционному культовому зданию Древней Руси. Пятиглавие Архангельского собора подчиняется основному объему, его вертикальная ось не перебивает горизонтали четверика. В Вознесенском же соборе пятиглавие доминирует. Основной акцент переносится на вертикальное развитие композиции, что сообщает ей традиционный для Руси XVI в. характер.
Зодчий, строивший Вознесенский собор, осознанно или неосознанно отступил от ордерной системы Архангельского собора. Кроме уже указанного совмещения антаблемента с капителями пилястр, он посвоему истолковал и двухъярусность фасада. Отступив от чуждой его архитектурному мышлению двухэтажности ордера, он достиг двухъярусности за счет утоления верхней части пилястр по сравнению с нижней. Вероятно, поэтому он отказался от дробящих первый ярус пилястр горизонтальных тяг, соединяющих импосты аркад в Архангельском соборе. Поднятые над цоколем филенки пилястр, вероятно, есть не что иное, как интерпретация пьедесталов пилястр Архангельского собора. Повторяя общий рисунок деталей фасада, мастер значительно упростил профилировку, сокращая число и типы обломов. Так, например, профиль филенок пилястр Архангельского собора состоит из валика и двух полочек, а в Вознесенском соборе из одного валика. В арках Вознесенского собора профилирован только внешний контур, в то время как в алевизовском соборе профиль дан с обеих сторон. В профилях Вознесенского собора мы не находим, например, столь часто встречающуюся в Архангельском соборе выкружку с лестелями. Мастера, создававшие Вознесенский собор по прототипу Архангельского собора, не ставили перед собой цели буквального копирования профилировки деталей первоисточника. Они перенесли общую форму декоративной схемы и те детали, которые усиливали впечатление повторения архитектуры Архангельского собора. Сходство же структуры памятника и облика его интерьера для создателей Вознесенского собора не было существенным. Ни разбивка плана Архангельского собора, ни характерные черты его интерьера не перенесены в Вознесенский собор.Так, здесь мы не встречаем самую специфическую деталь Архангельского собора, формирующую облик его интерьера,— мощных пьедесталов столбов. Если бы создатели руководствовались теми же принципами копирования, что и на фасадах, то они, вероятно, с той или иной точностью повторили бы именно эту деталь как наиболее узнаваемую. Нет сходства и в размерах длины и ширины соборов. Не исключено, что в интерьере копирование форм Архангельского собора заключалось не во внешнем подобии, а в сходстве отдельных размеров. Возможно, что этим размером была почти совпадающая у обоих храмов ширина алтарной апсиды (у Вознесенского собора — 5,35-5,40 м, у Архангельского — 5,3 м). Читайте далее: Годуновы как вероятные заказчики строительства собора Вознесения
|
Живое наследие Русская культура | Серия книг «Святые России» | Подсказки иконоведа Блокнот иконоведа | Контакты Карта сайта |
© Добрые начала, 2021-2025. Русская культура. История, архитектура, искусство. Православные святыни, старинные иконы, иконоведение. |