Живое наследие | Русская культура | Подсказки иконоведа |
Русская культураНовгород. Владычная (Грановитая) палатаВознесенский собор в Московском КремлеВремя постройки Вознесенского собораРеконструкция Вознесенского собораПеределки и пристройки Вознесенского собораВознесенский и Архангельские соборы: сходства и отличияВознесенский и Архангельские соборы: копирование через призму русского архитектурного мышленияГодуновы как вероятные заказчики строительства собора ВознесенияЧетыре архитектурных памятника годуновского кругаГорицкий Успенский монастырьМузей деревянного зодчества «Витославлицы» | Годуновы как вероятные заказчики строительства собора ВознесенияСобор Вознесенского монастыря в Московском КремлеА.Л.Баталов По каким же причинам собор Вознесенского монастыря был построен как копия Архангельского собора? Разумеется, выбор прототипа мог быть продиктован вкусом заказчика, предпочитавшего формы западной архитектуры. Но, как известно, с самого начала своей истории собор Вознесенского монастыря служил усыпальницей московских великих княгинь и цариц. Поэтому в том, что он был построен как копия Архангельского собора, нельзя не увидеть желание его заказчиков связать архитектуру усыпальниц великих княгинь с усыпальницей великих князей. Когда же это произошло? Нельзя исключить возможность, что собор эпохи Федора Иоанновича мог повторять формы постройки Василия III. Однако эту версию невозможно проверить. В то же время нам кажется не лишенным смысла следующее предположение. Известно, что строительство и перестройка собора происходила в основном под ктиторством великих княгинь. Можно предположить, что перестройка в конце XVI в. происходила под ктиторством Ирины Годуновой.
1587-1588 гг., когда был построен собор, были очень важными для Годуновых. Уже с 1585 г. слухи о придворном первенстве Годунова, о его значении в делах управления страной проникали даже за пределы России. Как писал С. Ф. Платонов, эти слухи не могли в то же время не вызвать серьезных опасений у тех бояр, которые рассчитывали на первенство в придворной жизни.зз К 1587 г. противники партии Годуновых были сгруппированы вокруг последнего члена «пятибоярщины» И. П. Шуйского. Как известно, в 1587 г. происходит открытое столкновение Годунова с Шуйскими. Объектом удара со стороны партии Шуйского стала Ирина Годунова, развод которой с Федором Иоанновичем означал бы политическое уничтожение Годуновых. Это была не просто придворная интрига, а «очень крупное дело, захватившее все слои московского населения, от митрополита и знатного боярства до простых служилых людей, государевых и боярских, и до торгового посадского люда».34 Известно, что борьба кончилась полной победой Годунова. После удаления Шуйских у Годунова не оставалось сильных политических противников, которые могли бы оспаривать его первенство. В 1588 — 1589 гг. он становится «властодержавным» правителем царства — регентом. Тесная связь политических судеб Годунова и его сестры позволяет предположить главенствующую роль Годунова в строительстве Вознесенского собора, собора почитаемого монастыря в Кремле. Не обладая ни родовитостью «княжат», ни глубокими кровными связями с царствующим домом, Годуновы должны были всеми средствами доказывать законность своих прав на первенство в стране. Поэтому строительство собора, который должен был стать усыпальницей самой Ирины и ее потомков, имело для Годунова именно в атмосфере 1587—1588 гг. большое значение. Эта постройка утверждала положение Ирины и Бориса, переживших в 1587 г. сильное потрясение. Желание связать архитектуру вновь построенного собора с формами усыпальницы великих князей могло иметь следующие причины. Во-первых, Годунов понимал, что его власть временщика зависит от положения сестры, и события 1587 г. это еще раз подтвердили. Во-вторых, он понимал, что в дальнейшем он может наследовать престол именно через сестру, в то время как до этого великокняжеская власть передавалась только по мужской линии. И спустя десять лет, во время коронации Бориса Годунова в тех местах чина венчания, где раньше содержалась ссылка на преемственность власти от деда и отца, у Бориса будет присутствовать обоснование права на власть благословением царицы Александры. По этим причинам и мог строиться храм, архитектура которого должна была подчеркнуть, что по своему значению царица во всем подобна царю. Утверждая и поднимая значение сестры, Годунов утверждал прежде всего свое положение. Это и могло побудить заказчика определить задачу строительства храма как копии Архангельского собора. Косвенным свидетельством того, что в сознании людей рубежа XVI — XVII вв. собор Вознесенского монастыря четко связывался с Архангельским собором, является показанное изографом, создавшим уже упомянутый годуновский план Кремля, алевизовское круглое окно в картуше на восточном фасаде собора, которого в действительности, как можно судить по материалам обмеров Максимова, не существовало. Линия Вознесенского собора находит продолжение в годуновских постройках 90-х годов. В церквах, построенных в его дворцовых селах (церкви Троицы села Хорошево, Спаса-Преображения села Вяземы), в качестве главной темы фасадов выделен мотив арочных ниш. Выражение аркады как главной темы фасадного убранства этих сооружений повлекло за собой некоторые изменения в цитировании этого мотива. Здесь можно наблюдать, с одной стороны, упрощение оригинала по сравнению с Вознесенским собором и, с другой, усложнение деталей в сторону близости с Архангельским собором. Так, в последнем верхний карниз импостов пересекает поверхность центральной пилястры, разделяя ее плоскость на две замкнутые филенки. Эта деталь не была повторена в Вознесенском соборе и появляется впервые в Вяземах и Хорошеве. Но с другой стороны, если в Вознесенском соборе профиль импостов по-алевизовски трехчастный, то здесь оставлен только верхний карниз. Чем это было вызвано, можно только предполагать; не исключено, что причиной был масштаб сооружения: создавалась бы излишняя дробность, трехчастный импорт соперничал бы с антаблементом. В то же время в профиль филенки добавлена одна полочка (до сходства с алевизовским профилем оставалось добавить еще одну), архивольт стал трехчастным — в отличие от Вознесенского, профилированного только по внешнему контуру. Мы не знаем, как выглядели окна в первом ярусе Вознесенского собора, но в храмах сел Хорошего и Вяземы щелевидные окна в первом ярусе подняты высоко над импостами. Таким образом, можно предположить, что на фасады подмосковных церквей переносится рисунок не только, так сказать, декоративной рамки, но и композиция прясла аркадной ниши Архангельского собора. Читайте далее: Четыре архитектурных памятника годуновского круга
|
Живое наследие Русская культура | Серия книг «Святые России» | Подсказки иконоведа Блокнот иконоведа | Контакты Карта сайта |
© Добрые начала, 2021. Русская культура. История, архитектура, искусство. Православные святыни, старинные иконы, иконоведение. |