Добрые начала  
  Живое наследие Русская культура Подсказки иконоведа  
 
 

Русская культураНовгород. Владычная (Грановитая) палатаВознесенский собор в Московском КремлеВремя постройки Вознесенского собораРеконструкция Вознесенского собораПеределки и пристройки Вознесенского собораВознесенский и Архангельские соборы: сходства и отличияВознесенский и Архангельские соборы: копирование через призму русского архитектурного мышленияГодуновы как вероятные заказчики строительства собора ВознесенияЧетыре архитектурных памятника годуновского кругаГорицкий Успенский монастырьМузей деревянного зодчества «Витославлицы»


Годуновы как вероятные заказчики строительства собора Вознесения

Собор Вознесенского монастыря в Московском Кремле

А.Л.Баталов

По каким же причинам собор Вознесенского монастыря был построен как копия Архангельского собора? Разумеется, выбор прототипа мог быть продиктован вкусом заказчика, предпочитавшего формы западной архитектуры. Но, как известно, с самого начала своей истории собор Вознесенского монастыря служил усыпальницей московских великих княгинь и цариц. Поэтому в том, что он был построен как копия Архангельского собора, нельзя не увидеть желание его заказчиков связать архитектуру усыпальниц великих княгинь с усыпальницей великих князей.

Когда же это произошло? Нельзя исключить возможность, что собор эпохи Федора Иоанновича мог повторять формы постройки Василия III. Однако эту версию невозможно проверить. В то же время нам кажется не лишенным смысла следующее предположение. Известно, что строительство и перестройка собора происходила в основном под ктиторством великих княгинь. Можно предположить, что перестройка в конце XVI в. происходила под ктиторством Ирины Годуновой.

Вознесенский собор на годуновском плане Московского Кремля
Вознесенский собор на годуновском плане Московского Кремля

1587-1588 гг., когда был построен собор, были очень важными для Годуновых. Уже с 1585 г. слухи о придворном первенстве Годунова, о его значении в делах управления страной проникали даже за пределы России. Как писал С. Ф. Платонов, эти слухи не могли в то же время не вызвать серьезных опасений у тех бояр, которые рассчитывали на первенство в придворной жизни.зз К 1587 г. противники партии Годуновых были сгруппированы вокруг последнего члена «пятибоярщины» И. П. Шуйского.

Как известно, в 1587 г. происходит открытое столкновение Годунова с Шуйскими. Объектом удара со стороны партии Шуйского стала Ирина Годунова, развод которой с Федором Иоанновичем означал бы политическое уничтожение Годуновых. Это была не просто придворная интрига, а «очень крупное дело, захватившее все слои московского населения, от митрополита и знатного боярства до простых служилых людей, государевых и боярских, и до торгового посадского люда».34 Известно, что борьба кончилась полной победой Годунова. После удаления Шуйских у Годунова не оставалось сильных политических противников, которые могли бы оспаривать его первенство. В 1588 — 1589 гг. он становится «властодержавным» правителем царства — регентом.

Тесная связь политических судеб Годунова и его сестры позволяет предположить главенствующую роль Годунова в строительстве Вознесенского собора, собора почитаемого монастыря в Кремле. Не обладая ни родовитостью «княжат», ни глубокими кровными связями с царствующим домом, Годуновы должны были всеми средствами доказывать законность своих прав на первенство в стране. Поэтому строительство собора, который должен был стать усыпальницей самой Ирины и ее потомков, имело для Годунова именно в атмосфере 1587—1588 гг. большое значение. Эта постройка утверждала положение Ирины и Бориса, переживших в 1587 г. сильное потрясение.

Желание связать архитектуру вновь построенного собора с формами усыпальницы великих князей могло иметь следующие причины. Во-первых, Годунов понимал, что его власть временщика зависит от положения сестры, и события 1587 г. это еще раз подтвердили. Во-вторых, он понимал, что в дальнейшем он может наследовать престол именно через сестру, в то время как до этого великокняжеская власть передавалась только по мужской линии. И спустя десять лет, во время коронации Бориса Годунова в тех местах чина венчания, где раньше содержалась ссылка на преемственность власти от деда и отца, у Бориса будет присутствовать обоснование права на власть благословением царицы Александры. По этим причинам и мог строиться храм, архитектура которого должна была подчеркнуть, что по своему значению царица во всем подобна царю. Утверждая и поднимая значение сестры, Годунов утверждал прежде всего свое положение.

Это и могло побудить заказчика определить задачу строительства храма как копии Архангельского собора. Косвенным свидетельством того, что в сознании людей рубежа XVI — XVII вв. собор Вознесенского монастыря четко связывался с Архангельским собором, является показанное изографом, создавшим уже упомянутый годуновский план Кремля, алевизовское круглое окно в картуше на восточном фасаде собора, которого в действительности, как можно судить по материалам обмеров Максимова, не существовало.

Линия Вознесенского собора находит продолжение в годуновских постройках 90-х годов. В церквах, построенных в его дворцовых селах (церкви Троицы села Хорошево, Спаса-Преображения села Вяземы), в качестве главной темы фасадов выделен мотив арочных ниш. Выражение аркады как главной темы фасадного убранства этих сооружений повлекло за собой некоторые изменения в цитировании этого мотива. Здесь можно наблюдать, с одной стороны, упрощение оригинала по сравнению с Вознесенским собором и, с другой, усложнение деталей в сторону близости с Архангельским собором. Так, в последнем верхний карниз импостов пересекает поверхность центральной пилястры, разделяя ее плоскость на две замкнутые филенки.

Эта деталь не была повторена в Вознесенском соборе и появляется впервые в Вяземах и Хорошеве. Но с другой стороны, если в Вознесенском соборе профиль импостов по-алевизовски трехчастный, то здесь оставлен только верхний карниз. Чем это было вызвано, можно только предполагать; не исключено, что причиной был масштаб сооружения: создавалась бы излишняя дробность, трехчастный импорт соперничал бы с антаблементом. В то же время в профиль филенки добавлена одна полочка (до сходства с алевизовским профилем оставалось добавить еще одну), архивольт стал трехчастным — в отличие от Вознесенского, профилированного только по внешнему контуру. Мы не знаем, как выглядели окна в первом ярусе Вознесенского собора, но в храмах сел Хорошего и Вяземы щелевидные окна в первом ярусе подняты высоко над импостами.

Таким образом, можно предположить, что на фасады подмосковных церквей переносится рисунок не только, так сказать, декоративной рамки, но и композиция прясла аркадной ниши Архангельского собора.



Читайте далее: Четыре архитектурных памятника годуновского круга

 → Главная   → Русская культура   → Вознесенский собор в Московском Кремле   → Годуновы как вероятные заказчики строительства собора Вознесения  
 
 
  Икона Владимирской Божией матери Новгородская Владычная (Грановитая) палата Икона «Параскева, Варвара и Ульяна» 
 
 
Живое наследие
Русская культура

Серия книг
«Святые России»


Подсказки иконоведа
Блокнот иконоведа

Контакты
Карта сайта
 
 

Число 1947, записанное кириллицей


© Добрые начала, 2021.   
Русская культура. История, архитектура, искусство.
Православные святыни, старинные иконы, иконоведение.


Иконоведы в социальной сети Вконтакте