Добрые начала  
  Живое наследие Русская культура Подсказки иконоведа  
 
 

Русская культураНовгород. Владычная (Грановитая) палатаВознесенский собор в Московском КремлеХрам Христа СпасителяРостовский кремльНа Ростовском озере МеряСтольный град земли русскойГригорьевский затворМитрополит Иона СысоевичОсобенности реставрации Ростовского кремля 1950-х годовРостовская земля, архитектура, живописьГорицкий Успенский монастырьМузей деревянного зодчества «Витославлицы»


Особенности реставрации Ростовского кремля 1950-х годов

Ростовский кремль

Наиболее полно Ростовский кремль отвечает тому облику, какой он имел во времена Ионы Сысоевича и его ближайших преемников, в сегодняшнем своем виде. Он стал, если можно так сказать, архитектурные, артистичнее,и, конечно, строже по сравнению с тем несколько «кустодиевским» кремлем, каким он был еще лет десять назад. При всей живописности своей, тот розовый кремль, с наивно уродливыми, похожими на груши покрытиями башен, с четырехскатными кровлями храмов и какими-то вздувшимися коробами над алтарными апсидами вызывал в памяти скорее русскую провинцию XIX века, нежели древний Ростов. Изначальный вид кремлю вернул архитектор Владимир Сергеевич Баниге, отдавший его реставрации свыше десяти лет жизни.

О моем друге Владимире Сергеевиче, обитающем в одной из кремлевских башен, будет еще много написано. Человек большой культуры, незаурядных технических знаний, смелого воображения, абсолютного художественного вкуса и подлинной самоотверженности, Владимир Сергеевич с небольшим числом помощников проделал за эти годы работу, какой достало бы целому научно-исследовательскому учреждению.

Ростовский кремль. Церковь Спаса на Сенях
Ростовский кремль. Церковь Спаса на Сенях
Фото 1960-х гг.

Когда в начале осени 1953 года Владимир Сергеевич Баниге приехал в Ростов, кремль являл собой печальное зрелище. Пронесшийся незадолго до этого над Ростовом ураган посшибал шатры с башен, посрывал крыши, чуть ли не целиком умчал многие маковицы, а те, что остались, либо лишены были железного покрова своего и страшно чернели смятыми каркасами, либо, едва держась, свешивались с кирпичных барабанов. Но если бы и не было урагана, если бы кремль оставался таким, каким вошел он в наше столетие,— со всеми разрушениями и перестройками невежественных дельцов, со всеми переделками любителей благолепия, со всем тем, что, как говорится, по силе возможности сумели сделать реставраторы прошлого века, спасавшие кремль,— то даже и в этом случае задача, стоявшая перед архитектором, была бы не из легких. Чтобы воссоздать дивный дом Ионы Сысоевича, надо было как бы увидеть его сквозь все позднейшие напластования.

Кремль — его стены, башни и храмы — сперва изучался в натуре. Но одновременно с этим предпринято было исследование кремля по документам, хранящимся в различных архивах. Было подвергнуто исследованию около трехсот чертежей, актов, выписок из летописей, донесений ростовских воевод, рисунков, фотографий. Отбрасывая все, что постепенно, меняя формы, создавалось в течение столетий, реставраторы словно подошли к тому кремлю, который рисовался их воображению. Было установлено, какую форму имели покрытия башен до того, как их переделывали.

Выяснилось, что башни той части кремля, которая обращена к Успенскому собору и служила как бы парадным, торжественным фоном для митрополита, когда он шествовал из главных ворот в собор, — что эти башни были увенчаны так называемыми кубовыми покрытиями, в то время, как башни противоположной, тыльной, что ли, стороны, были покрыты издревле известными на Руси тесовыми шатрами. Это подтверждалось и фактами из общественной жизни той эпохи.

В ту пору, как известно, патриархом был Никон, который всемерно покровительствовал ростовскому митрополиту Ионе Сысоевичу. Будучи ревностным гонителем всего, что, по его мнению, исходило от римско-католической церкви, Никон и в древнем русском шатре усматривал ненавистную ему готику. Естественно предположить, что такого рода взгляды были для Ионы привычными.

Ростовский кремль. Церковь Иоанна Богослова. Вид с востока
Ростовский кремль. Церковь Иоанна Богослова. Вид с востока
Фото 1960-х гг.

В тот же самый период нашей истории произошло воссоединение России с Украиной, в деревянном зодчестве которой господствовала кубовая форма покрытий. Начался живой обмен культурными ценностями, и митрополит Иона, человек просвещенный, не мог не познакомиться с культурой братской страны, с ее зодчеством, интерес к которому был у него вообще велик. Наконец, кубовая форма — это, в сущности, тот же восьмигранный шатер, но только с приставленными к его граням внизу полукружиями, которые придают ему сходство с широкой, присадистой маковицей. Переимчивым русским мастерам не составляло особенного труда научиться технике этого нового для них типа покрытий, тем более, что он близок был к хорошо известному в нашем деревянном зодчестве бочечному покрытию.

И не было никакого противоречия в том, рассуждали реставраторы, что башни парадной части кремля, которые прежде всего открывались взору каждого, кто подъезжал к Ростову, держа путь от Москвы, были в больших и нарядных кубастых главах, тогда как другая, затрапезная его сторона, откуда ездили на митрополичьи огороды и к озеру за водой, была устроена по-старинному, с шатрами на башнях. Конечно, это было только лишь предположение, но многие крупные знатоки русских древностей, с которыми советовались реставраторы, считают, что оно очень близко к истине, если не сама истина.

В последнем убеждает еще и то, что другая догадка реставраторов-относительно материала покрытий — полностью подтвердилась. Восстановленные в конце прошлого века кубовые главы имели уродливую форму и были покрыты железом. Реставраторы почти не сомневались, что их предшественники, исказив древний куб, ошиблись и в выборе материала.. Документы свидетельствовали о том, что главы и луковицы на башнях были покрыты лемехом — деревянной черепицей. И вот однажды, когда разбирали кровлю одной из башен, под железом был найден лемех. Случилось так, что в тот день я был в кремле, и мне показали серебристый от времени, чуть изогнутый кусок осиновой доски с кружевным ступенчатым краем. Более двухсот лет было этому куску дерева, как и лежавшей под ним бересте, которая служила, должно быть, изоляционным материалом.

Это была как бы подсказка, донесшаяся из глубины веков, и она не только подтвердила догадку реставраторов — находка послужила образцом, по которому стали изготовлять лемех.

Но обо всей работе Владимира Сергеевича, длящейся много лет, здесь не расскажешь. Мне хочется сейчас сказать лишь о главенствующей ее черте,- о том такте, с каким архитектор, подавляя в себе естественное стремление строить наново, отнесся к труду безвестных своих предшественников, бережно воссоздав каждую его подробность.


Е.Я.Дорош. Ростовский кремль. М., Советский художник, 1967
Фото: И.Гольберг, Г.Земцов



Читайте далее: Ростовская земля, архитектура, живопись

 → Главная   → Русская культура   → Ростовский кремль   → Особенности реставрации Ростовского кремля 1950-х годов  
 
 
  Новгородская Владычная (Грановитая) палата Икона «Параскева, Варвара и Ульяна» Горицкий успенский монастырь 
 
 
Живое наследие
Русская культура

Серия книг
«Святые России»


Подсказки иконоведа
Блокнот иконоведа

Контакты
Карта сайта
 
 

Число 1947, записанное кириллицей


© Добрые начала, 2021-2025.   
Русская культура. История, архитектура, искусство.
Православные святыни, старинные иконы, иконоведение.


Иконоведы в социальной сети Вконтакте