Добрые начала  
  Живое наследие Русская культура Подсказки иконоведа  
 
 

Подсказки иконоведаГде купить икону?Икона - старинная, антикварная или винтажная?Как ухаживать за иконойПервая покупка иконыИкона в рабочем кабинетеСтаринная икона - старинная подделкаИкона как инвестиция


Икона - старинная, антикварная или винтажная?

Всевозможные прилагательные, определяющие возраст иконы, подчас сбивают с толку как продавцов, так и покупателей икон, плохо разбирающихся в смысловых нюансах. Старая икона – это понятно, но насколько старая и как её обозначить, чтобы было понятно, о предмете какого возраста и класса идёт речь?

Древними все русские иконы стали преимущественно в советское время, причём послевоенное. Советское искусствоведение именовало иконопись древне-русской живописью. И даже если речь шла о византийских образцах, их именовали произведениями древней живописи, подчас даже не упоминая слова «икона». Обусловлена эта завуалированность была гонениями на христианский (и религиозный вообще) образ мышления и возможностью исследовать и описывать иконы исключительно с точки зрения живописного искусства, исключая множество иконографических и богословских смыслов.

Но если в рассуждениях о шедеврах Андрея Рублёва или Дионисия «древность» – вполне оправданное слово, то для икон конца XIX века попадание в категорию древнего искусства некорректно. Предпочтительнее такие иконы называть всё же старинными.

Старинная икона – наиболее корректное определение икон периода конца XVIII века – начала XX века. И прилагательное «старинная» лучше, нежели «старая». Смысловой нюанс кроется в том, что «старинная» – материальная вещь, относящаяся к старине, прошедшая через некоторый временной отрезок, и это замечательно подходит к иконам. А вот «старой» может быть как берёза на опушке леса, так и билетёрша в театральной кассе, это более общее прилагательное, применимое к живым существам, к различным объектам и даже к понятиям. Оно более обширно, но менее конкретно в случае применения в иконной тематике.

Вторым аспектом смысла прилагательного «старая» является в какой-то мере отражение состояния объекта. Старая – морщинистая, пожившая, дряхлая, утратившая свежесть, плохо двигающаяся, а также, например, ржавая, если речь о какой-либо железке, или покосившаяся, если описывается избушка. Для икон принято отдельно и детально описывать состояние, одним прилагательным «старая» здесь не обойдёшься, а оно само по себе слишком неточно, расплывчато.

Фрагмент старинной иконы Неопалимая купина
Фрагмент старинной иконы Неопалимая купина

Антикварными обычно считаются вещи старше 100 лет, то есть на момент написания этой заметки к антикварным можно отнести дореволюционные предметы. Для XX века в рубрикации предметов сложилось чёткое деление по историческим периодам. Обычно для предметов XX века используют определения «дореволюционный» (начало XX века до 1917 года), «довоенный» (1917-1941 гг), «послевоенный» (после 1945 года).

Иконописное искусство в России практически умерло после революции, и его возрождение в конце XX века стало временем экспериментов – от простого копирования до бессмысленных и нелепых попыток изобрести новую иконографию. Поэтому на рынке икон есть очень простое и понятное деление – старинные иконы, то есть те, что были написаны до революции, и новодел, то есть творения последних двух десятилетий. Все старинные иконы являются и предметами антиквариата.

Следует, однако, заметить, что антиквариатом считаются любые предметы быта, в том числе простые и утилитарные вещи. Антиквариат ассоциируется обычно не с предметами искусства, которые называют коллекционными предметами, а с мебелью, посудой, утварью. Иконы подчас ставят в тот же смысловой материальный ряд, и в антикварных салонах можно увидеть витрины, где иконы лежат между серебряных вилок и золотых портсигаров. Более уважительным является всё же название «старинная икона».

Винтажными принято называть достаточно старые предметы, которые ещё не перешли в разряд антикварных. Например, фарфоровые изделия Дулёвского завода выпуска 1960-х годов можно определить как винтажные, а вот кузнецовский фарфор XIX века – уже антиквариат.

Поскольку в послевоенные годы иконопись фактически не существовала, определение «винтажная» по отношению к старинной иконе является некорректным, и специалистами оно воспринимается с негативным оттенком. На рынке икон уже появились новоделы конца XX века, которые иногда называют винтажными, но и это лишь волюнтаризм продавцов и желание набить цену на модном словечке. Попутно заметим, что большинство икон-новоделов пока ещё не обрели своей художественной, исторической и культурной значимости, а поэтому сложно подобрать для них разумные ценовые пределы. Приобретая псевдо-винтажную икону втридорога ради мнимого будущего барыша, покупатель рискует остаться с неинтересным и малостоящим предметом.

Разумеется, добросовестные и доброжелательные продавцы икон поймут вас, даже если вы назовёте икону «той картинкой на доске, что у бабки на стене висела». Но дилетантство отличается от воинственного невежества, и подчас даже самые терпеливые антиквары и иконописцы теряют желание разговаривать с теми, кто совсем не хочет хотя бы минимально вникнуть в тему. А вот грамотный разговор и стремление к пониманию вызывает искреннюю заинтересованность помочь и выбрать ту икону, что станет важной и особенной.

Резюме: наилучшим определением всё-таки будет «старинная икона».

Ростислав Нифанин, 2021




Читайте далее: Как ухаживать за иконой

 → Главная   → Подсказки иконоведа   → Икона - старинная, антикварная или винтажная?  
 
 
  Новгородская Владычная (Грановитая) палата Икона «Параскева, Варвара и Ульяна» Горицкий успенский монастырь 
 
 
Живое наследие
Русская культура

Серия книг
«Святые России»


Подсказки иконоведа
Блокнот иконоведа

Контакты
Карта сайта
 
 

Число 1947, записанное кириллицей


© Добрые начала, 2021.   
Русская культура. История, архитектура, искусство.
Православные святыни, старинные иконы, иконоведение.


Иконоведы в социальной сети Вконтакте