Живое наследие | Русская культура | Подсказки иконоведа |
Блокнот иконоведаРостислав Нифанин. Тяжёлое наследиеТатьяна Латукова. Второе дноЕкатерина Польгуева. Нерукотворный светМ.Н. Тихомиров. Последние из рода КалитыЧто такое духовность? И есть ли у нас душа? | Татьяна Латукова. Второе дноОтрывок из романа «Ключи и скрипки»Приют святого Еминора – клиника неврологии, последняя надежда пациентов с неясными диагнозами. Все болезни, как известно, от нервов. Но частенько в приют попадают и те, кто не нашёл нужного врача. Или вообще не искал врача, а ходил на сеансы арт-терапии, воображая, что сначала надо набраться дзена, а уже потом выяснять, отчего руки трясутся. Послонявшись день-другой, Тайка понимает, что проблем с проводкой в клинике нет, пожарная защита устроена по последнему слову техники, да и подача кислорода организована с умом. Приложить свои таланты мастерице некуда. Выручает Галина Дмитриевна. Повелительно поманив за собой Тайку, она невзначай замечает:
Покачав головой, Галина Дмитриевна отказывается от такой сказки:
В маленькой дальней комнатке очень чисто и уютно, и едва войдя, Тайка понимает, что это дамский кабинет. Очень современной и эмансипированной дамы. Но всё-таки прилетевшей из позапрошлого века. Галина Дмитриевна отвлекает Тайку от разглядывания портретов на стене. Показав на сундук в углу, она вежливо уведомляет:
Тайка искренне восхищается. Небольшой дубовый ящик с коваными накладками выглядит крепким и почти не повреждённым временем.
Нет. Скорее всего – из Великого Устюга. В Петербург его привезли со скарбом купца или богатого ремесленника. Галина Дмитриевна подтверждает догадку Тайки:
Когда не остаётся ничего другого, люди привязываются к вещам. Кто-то к сундуку, кто-то к старым ключам и инструментам.
Приподняв крышку, Тайка прикидывает, что замок сундука предполагал только закрывание крышки, но не спасение от грабителей и воров. Механизм простой, да и ключ сложный не понадобится. В сундуке аккуратно сложено несколько вышитых подушек. Тоже память. О красивой женщине с тонким вкусом.
Галина Дмитриевна с лёгким сомнением кивает. Осмотрев пустой сундук, Тайка выдаёт набор банальных рекомендаций:
Осторожно постучав по стенкам и донышку, Тайка улыбается и спрашивает:
Недоумение Галины Дмитриевны ускоряет пульс мастерицы:
Галина Дмитриевна знает, что такое бывает. Где-то в других частях вселенной. Но зачем парадоксальность вторглась в её уютный и привычный кабинет?
Через пятнадцать минут в кабинет вбегает Алексей Иванович с набором всевозможных медицинских инструментов. Посмотрев внутрь сундука, невролог восторженно уточняет:
Хихикнув, Тайка отбирает из инструментов скальпель и небольшой молоточек неясного назначения:
Или лежит какая-нибудь старая закладная.
Осторожно постучав по донышку, Тайка понимает, что ёмкость под донышком устроена в середине. На нижнем основании лежат тонкие дощечки, имитирующие доски обычной толщины рядом. Никакого механизма, позволяющего открыть верхнюю крышку, Тайка не находит. До секрета придётся добираться, снимая по одной дощечке. Не разломать бы только ненароком спрятанный артефакт. Осторожно потянув первую дощечку, мастерица соображает, что ошиблась. Разбирать пол сундука надо с середины. С самой тонкой планки, которую надо выгнуть и подцепить. Под планкой показывается грубая мешковина, сплошь заросшая тёмно-серой грязью и пылью. Что-то есть. Теперь надо осторожно освободить это что-то.
Бодрое приветствие Тимура Андреевича вызывает вялые отклики. Тайка занята вытаскиванием очередной дощечки, а хозяева сундука не хотят пропустить ни одного её движения.
Тайка проверяет на ощупь показавшийся мешок:
Ещё одна дощечка. И ещё. Попробовать поднять мешок? Тяжелее, чем Тайка думала. Какая-то книга? Такого большого формата? Мешковина оказывается зашитой с двух краёв. Тайка аккуратно распарывает швы и обнаруживает внутри ещё один полотняный мешок. Пропитавшееся пылью полотно, покрытое разводами от давно высохшей плесени, расползается от прикосновения. Увидев серый уголок с тусклым зелёным глазком, Тайка догадывается, что найдёт:
Сняв мешковину и убрав остатки полотна, Тайка вглядывается в чёрный лик, полностью потерявшийся под толстым слоем копоти и грязи. Какой добрый знак. И как неожиданно. Тайка не верит в знаки, но, может, ей пора пересмотреть некоторые свои догматы? Заросшая грязью икона выглядит неприятно, будто кто-то притащил мусор с развала деревенского дома. Но Тайка уверенно протирает пару торчащих камней оклада. Насыщенный зелёный и глубокий красный проступают из грязи и завораживают чистотой цвета.
Заворожённые наблюдатели не откликаются ни словом, ни вздохом.
Помолчав, Тайка уныло сознаётся:
Галина Дмитриевна забирает артефакт:
Алексей стирает пыль с полоски жемчуга и недоумевает:
Андреич лаконично командует:
Вздохнув, детектив объясняет:
Галина Дмитриевна отказывается от истории:
Андреич влезает с пояснением значимости культуры:
Тайка понимает, что пора вмешаться. Забрав икону, она аккуратно укладывает её на рабочем столе и подкладывает под верхний край несколько книг и журналов:
Нужные слова выветрились из головы Тайки, она вспоминает лишь несколько подобающих фраз. Тем не менее, она чуть отступает, низко кланяется иконе, крестится и неторопливо, величаво, нараспев произносит:
Чуть помолчав, Тайка вспоминает и необходимое завершение благодарности:
На лицах Галины Дмитриевны, Тимура Андреевича и Алексея Ивановича застывает одинаковое выражение немого потрясения. Тайка кисло улыбается. Не похоже, чтобы коллектив охватило желание хвалить пресвятую деву, но хотя бы и удивлённое молчание – вполне подобает моменту. Смахнув с иконы ещё один рваный кусок пыли, Тайка раздаёт задания:
Пристальный взгляд Алексея оставляет решение за Тайкой, и она отмахивается:
Кивнув, Алексей уходит помогать матери в сборе упаковочного материала. Тимур Андреевич бережно касается нескольких камней на окладе и иронично благодарит мастерицу:
Подумав с полминуты, Андреич дополняет исторический вираж Тайки:
Эрудит чёртов. Где бы найти пантеон, в котором детектив не ориентируется? Поймав недовольный взгляд Тайки, майор смеётся и добавляет:
Так себе иконография. Не вдохновляет на спокойные сны.
Представленный фрагмент является художественным произведением.
Татьяна Латукова - современная писательница, автор остросюжетных романов и весёлых фантасмагорий. В приключениях героев Латуковой сплетается реальность и фантазия,
суровая правда жизни и сюрреалистический гротеск. Подробнее о Владимирской богоматери - в рубрике «Живое наследие»: Читайте далее: Екатерина Польгуева. Нерукотворный свет
|
Живое наследие Русская культура | Серия книг «Святые России» | Подсказки иконоведа Блокнот иконоведа | Контакты Карта сайта |
© Добрые начала, 2021-2025. Русская культура. История, архитектура, искусство. Православные святыни, старинные иконы, иконоведение. |