Добрые начала  
  Живое наследие Русская культура Подсказки иконоведа  
 
 

Подсказки иконоведаГде купить икону?Икона - старинная, антикварная или винтажная?Как ухаживать за иконойПервая покупка иконыИкона в рабочем кабинетеСтаринная икона - старинная подделкаИкона как инвестиция


Икона как инвестиция

Инвестиции в произведения искусства рискованны, так как стоимость конкретной картины, иконы, статуи или декоративного предмета во многом определяется состоянием экономики и конъюнктурой рынка. Однако инвестиционные модели в арт-пространстве были известны ещё во времена римской империи, меценатство зачастую не только поддерживало талантливых творцов, но и приносило неплохие прибыли. И с тех пор мало что изменилось, всегда и во всех социальных слоях есть энтузиасты вложений в искусство - и с целью сохранения капитала, и с намерением приумножить состояние в некотором будущем.

Это реально - заработать на инвестициях в христианское искусство? Реально, но не всем везёт угадать обстоятельства и время оптимальной фиксации прибыли. Зачастую инвестиции оборачиваются коллекционированием и традиционным для рьяных коллекционеров нежеланием расстаться с тем произведением, которое запало в душу. А без души в искусстве нечего делать, холодные деловые расчёты не срабатывают в том поле, где слишком многое зависит от чувств и настроений.

Субъективность ценовых границ

У произведения искусства нет стабильной формулы формирования цены. Картина, икона, ваза, инсталляция стоят столько, сколько покупатель готов заплатить. Если посмотреть голливудские фильмы или почитать об успешных западных аукционах, то может создаться впечатление, будто у каждого предмета найдётся свой фанатик, готовый купить его за миллионы. Да, истории выкупов за неожиданно высокие ставки случаются. Но не столь часто, как хотелось бы.

В целом, на иконном рынке третьего десятилетия двадцать первого века существуют вполне устоявшиеся вилки цен для тех или иных икон. В антикварном салоне икону выставят чуть дороже, но снабдят её экспертным заключением. В покупке у частного лица риски попасть на подделку или неверную атрибуцию существенно выше, но зато и цена может быть привлекательней.

Вопрос успешности инвестиций впрямую упирается в компетентность инвестора. Если вы увлекаетесь иконами и разбираетесь в иконописи, то у вас больше шансов сделать деньги. Если вы плохо понимаете особенности сюжетов и воспринимаете иконы как картинки на досках, то или учитесь, или займитесь ценными бумагами - там больше шансов выиграть в лотерею.

Прирост цены

Это ещё одна категория мифов - невероятные скачки цен на некоторые иконы от мутных девяностых к двухтысячным. Да, и такое тоже было, но за два десятилетия рынок успокоился и определился с разумными планками цен. Ожидать, что купленная сегодня за икс тысяч рублей икона уже завтра подорожает в несколько раз, не приходится.

С другой стороны, в определении цен на иконы всегда будет играть роль фактор ограниченности предложения. Казавшийся неисчерпаемым ресурс бабушкиных сундуков и забытых чердаков постепенно выбирается. Всё реже случаются значимые находки, всё менее вероятно повстречать на блошином рынке чернушку, хранящую под копотью трёх столетий изумительные образы семнадцатого века. Мы приближаемся к тому моменту, когда количество действительно интересных старинных икон на рынке перестанет расти.
А значит, начнёт расти цена каждого раритета.

В среднем сегменте маловероятны резкие изменения цен, но случаются отдельные вихри моды, которые могут существенно увеличить стоимость икон определённого сюжета или определённой иконописной школы. Уловить такие благоприятные колебания можно, если следить за ситуацией на рынке - или быть в постоянном контакте с иконными дилерами.

Фрагмент иконы «Великий архиерей»
Фрагмент иконы «Великий архиерей»
Конец XIX века.
Иконопись типовая, состояние убитое. Образец антиинвестиций.

Ликвидность

Для многих инвестиционных программ возможность быстрого возврата средств - ключевой показатель надёжности программы. Но на арт-рынках гарантий быстрой продажи никто не даёт. Икона - это не пакет ценных бумаг, которые можно сбыть на бирже за несколько минут. Любой предмет искусства продаётся за некоторое время, и даже изрядный сброс цены не всегда решает проблему поиска покупателя. А мы ведь об инвестициях, сбрасывать до убытков никому не хочется.

Вкладывающемуся в искусство инвестору следует, во-первых, помнить о возможно низкой ликвидности конкретной иконы, а во-вторых, заранее позаботиться о связях с антикварами, дилерами, экспертами, которые будут готовы помочь в продаже иконы, когда в том возникнет необходимость.

Модные тенденции

Как и любой другой арт-рынок иконная сфера подвержена колебаниям спроса и предложения, обусловленных временным подъёмом популярности тех или иных тем. В какой-то мере популярность сюжетов или всплески интереса к каким-либо местным школам провоцируют публикации в прессе или негативные события вокруг определённых икон.

Иногда расцвет интереса к теме - результат деятельности группы исследователей, как это произошло, например, с невьянскими иконами. То, что два десятилетия назад столичные искусствоведы отказывались принимать за школу и отдельное направление иконописи, теперь стало модной темой разговоров и, разумеется, новым актуальным трендом коллекционирования. (Цены выросли хорошо и быстро.)

Подчас к моде следует относится осторожно. Скажем, прославление равноапостольных святых князя Владимира и княгини Ольги вызвало интерес к дореволюционным иконам с образами святых, однако удовлетворить этот интерес было затруднительно - традиционно князя и княгиню изображали в храмовых росписях, обычно на столпах, а вот парных икон, привычных в наше время, старинная иконопись не знала. На рынке появились подделки, которые разумные эксперты обошли стороной, но нашлись и дилетанты, которые пополнили свои коллекции «редкими иконами». (Выкинули деньги на ветер.)

Зависимость от общего состояния экономики

Арт-рынок можно условно поделить на три ценовых и социальных сегмента - элитный, средний и эконом-класс, причём эконом-класс обычно конкурирует с изделиями массового производства и не рассматривается как поле инвестиций или серьёзных вложений.

Экономические кризисы даже глобального масштаба слабо влияют на покупки и продажи в элитном секторе, так как в высших эшелонах власти и у олигархов средства для инвестиций обычно имеются. Иногда кризисы, наоборот, подстёгивают рынки дорогого антиквариата, посколько происходит перераспределение арт-коллекций. Кто-то быстро продаёт, кто-то ищет способ сохранить капиталы.

Средний сегмент рынка чувствителен к спадам экономики, во время спадов цены и ликвидность икон обычно если не падают, то тихо ползут вниз. Но в двадцать первом веке российская экономика ещё ни разу не уходила в столь кардинальное пике, чтобы убить рынки антиквариата, и в том числе рынок икон. Эта устойчивость во многом определяется сравнительной демократичностью элит, готовых вкладываться не только в эксклюзивные редкости, но и создавать коллекции икон из разных ценовых сегментов.

Ещё одной особенностью иконного рынка является тот факт, что иконы - это не только произведения искусства, но и предметы христианского культа. Для многих коллекционеров духовная составляющая и привязанность к определённой иконе важнее её материальной ценности и исторической значимости.
Что плавно подводит нас к следующему вопросу.

Произведение искусства или кусок золота?

Кащеюшка, чахнущий над сундуком со златом, - это наше сказочное всё, мы любим этого измельчавшего славянского бога, в доисторические времена правившего подземным миром. Но если вам нравится любоваться блеском золотых слитков в хранилище собственного банка - непонятно, что вы делаете на этом сайте и зачем вы дочитали мою писанину до этого места. У нас плохо со слитками, и за стоимостью тройской унции мы следим время от времени, почти случайно. Мы за искусство, за соединение выгоды и чувства морального удовлетворения от приобщения к прекрасному.

Времена меняются, и на повестке нынешнего дня - осознанность, ценность индивидуального мышления и духовность. Инвестиции в произведения искусства окупаются не только в прямом подсчёте финансовой выгоды; вкладываясь в историю и искусство, мы создаём культурные ценности вне ценников и торгов.
Хотите попробовать? Вперёд! К успешным инвестициям!

Ростислав Нифанин




 → Главная   → Подсказки иконоведа   → Икона как инвестиция  
 
 
  Икона «Параскева, Варвара и Ульяна» Горицкий успенский монастырь Богоматерь «Великая Панагия» или Ярославская Оранта 
 
 
Живое наследие
Русская культура

Серия книг
«Святые России»


Подсказки иконоведа
Блокнот иконоведа

Контакты
Карта сайта
 
 

Число 1947, записанное кириллицей


© Добрые начала, 2021.   
Русская культура. История, архитектура, искусство.
Православные святыни, старинные иконы, иконоведение.


Иконоведы в социальной сети Вконтакте