Живое наследие | Русская культура | Подсказки иконоведа |
Русская культураНовгород. Владычная (Грановитая) палатаВознесенский собор в Московском КремлеХрам Христа СпасителяХрам Христа Спасителя. История строительстваХрам Христа Спасителя. Живописное убранствоЗа восстановление Храма Христа Спасителя. 1990 годРостовский кремльГорицкий Успенский монастырьМузей деревянного зодчества «Витославлицы» | Храм Христа Спасителя. История строительстваСудьбы великих строек
...Еще издали привлекает взоры этот величественный Храм-памятник своими златоблещущими главами, вблизи же, поражая громадностью своих размеров, в то же время чарует стройным согласием своих частей. Эта новая святыня Москвы, вполне соответствуя величию мысли Основателя и событиям, вызвавшим ея построение, бесспорно займет по своему религиозному и историческому значению одно из первых мест в ряду достопримечательностей Москвы. На Руси издревле сложилась традиция строить храмы в честь важнейших событий в жизни государства, в честь военных побед. Это был основным способ увековечения народной памяти и выражения благодарности потомков. Многие из таких храмов-памятников занимали центральное место в древнерусских городах, определяли их архитектурный облик. Включение России в процесс общеевропейского архитектурного развития на время отодвинул этот обычай на второй план, предпочтение отдавалось мемориальной атрибутике Древнего Рима — обелискам, триумфальным аркам, колоннам, мавзолеям. Возрождение исконно национального типа мемориального сооружения связано с памятником, которому суждено было стать архитектурным символом Москвы, Храмом Христа Спасителя.
Война с Наполеоном, завершившаяся 1814 году триумфальным вступлением союзных армий в Париж, вызвала подъем народного духа, искренний порыв восславить подвиг России. Мысль о необходимости построить Храм Спасителя, и именно в Москве, первым высказал флигель-адъютант П. А. Кикин, имевший возможность поделиться ею с императором Александром 1. Императору предложение поправилось, и он положил его в основу знаменитого манифеста 25 декабря 1812 года: После обнародования манифеста был объявлен конкурс на проект Храма, в котором приняли участие и некоторые иностранные зодчие. Он продолжался до 1817 гола, когда был утвержден проект молодого и безвестного архитектора А Витберга, предпочтенный работам Д. Кваренги, А. Воронихина, А Мельникова и других маститых архитекторов. Впечатлительная натура Витберга, решившего изучить архитектуру специально для решения поставленной задачи, была захвачена идеей создания Храма.
Пожалуй, самым ценным качеством его проекта была связь с градостроительным решением. Художник выбрал место на склоне Воробьевых гор, интуитивно угадав необходимость размещении на них высотного акцента, композиционно увязанного с центральным ансамблем Москвы. Эта идея воплотилась отчасти в наше время, когда в 1950-х годах недалеко от избранного Витбергом места было сооружено высотное здание университета. Здесь, на Воробьевых горах, 12 октября I817 года, в пятую годовщину памятного дня. когда французы покинули Москву, и состоялась церемония закладки храма, а с !821 года начались земляные работы. Архитектурная неопытность художника, по-видимому, всякое отсутствие организаторских способностей, тяжбы с подрядчиками, неумение найти общий язык даже с членами Комитета по строительству храма все это хотя и непомерно затягивало работы, но при покровительстве императора Александра I не лишало Витберга уверенности в себе и оптимизма. Однако после того, как на престол взошел Николай 1, положение резко изменилось. Новый государь, немного обучавшийся архитектуре и проявлявший к ней живой интерес, был наделен трезвым прагматическим умом. Нецелесообразность дальнейшего проведения строительных работ в таком темпе, их очевидная разорительность для государства заставили его немедленно поручить компетентной комиссии, в которую вошли известные инженеры и архитекторы Карбопье, Базен, Михайлов, Стасов, Росси,— ответить на три вопроса: возможно ли строить Храм на избранном месте, возможно ли строительство здесь по другому проекту и стоит ли делать огромный полуподземный ярус Храма. Комиссия дала на них однозначный ответ бровка склона Воробьевых гор не выдержит гигантской нагрузки, поэтому. отказавшись от нижнего храма и сократив размеры сооружения, необходимо отодвинуть место его расположения подальше от берегового края. Этот вывод со всей беспощадностью показал, что огромная сумма — более четырех миллионов рублей потрачена впустую. Таким образом, день 16 апреля 1827 года, когда высочайшим рескриптом был распугцен старый Комитет управления стройкой, стал точкой отсчета в истории создания нового Храма. Вновь объявили конкурс, однако оба его этапа не дали результата, поэтому в 1831 году проект фактически был заказан молодому столичному архитектору К. Тону. Он обратил на себя внимание профессиональным успехом в Италии еще в годы «пенсионерство», то есть длительной стажировки после окончания Академии художеств, когда выполнил исследования и проекты реставрации нескольких монументальных античных ансамблей Древнего Рима. За это его избрали членом Римской академии св. Луки, Римской археологической академии и профессором Флорентийской академии художеств. Удачными оказались и проекты двух храмов — св. Екатерины в Петербурге (1830) и св. Екатерины в Царском Селе (1831), созданные архитектором в новом стиле. Названный русско-византийских, он был «изобретен» Тоном на основании сопоставления форм отечественного зодчества с византийским. Работы Тона по формированию нового языка архитектуры, повидимому, и сыграли решающую роль в том, что выбор остановили на нем. Подъем национального самосознания в послевоенной России пробудил большой интерес к истории страны, неудивительно, что новую святыню современники хотели видеть похожей на древнерусские храмовые постройки. В отличие от проекта Витберга проект Тона не был жестко увязан с градостроительной ситуацией, поэтому вновь продолжились поиски места для Храма. За прошедшее время его значение для города было переосмыслено. Сгоревшая Москва отстроилась, исчезли почти все следы войны. Поэтому предлагались и новые места — на Царицыном лугу и на Тверской улице, связанные с центром. Окончательное предложение расположить Храм-памятник на месте Алексеевского монастыря, на берегу Москвы-реки, у начала Пречистенского бульвара, по-видимому, выдвинул сам монарх. Нельзя не признать, что с градостроительпой точки зрения оно было весьма удачным. Не споря с Кремлем, Храм, тем не менее находился от него вблизи. Его объем замыкал перспективу бульваров, нескольких центральных улиц, отмечал поворот реки Москвы и становился своеобразным композиционным противовесом ансамблю Воспитательного дома, расположенному по другую сторону от Кремля.
После тщательной подготовительной работы, когда были исследованы грунты, определена глубина закладки фундаментов, подобрано новое место для строительства Алексеевского монастыря, строения которого пришлось снести, 10 сентября 1839 года произошла торжественная закладка Храма. В присутствии императора в основание сооружения были положены прежние таблички и памятные плитки, извлеченные с места первой закладки, а также золотые и серебряные монеты. Зимой строительные работы по традиции не велись, а весной началось планомерное возведение Храма. Завершилось оно в 1854 году, когда наконец явилось городу внешнe почти законченное творение. Заметим, что на сооружение его стен пошло 40 миллионов штук кирпича. В 1855 году над Храмом водрузили крест и сняли леса, однако до полного окончания работ было еще далеко — целая четверть века, в течение которой создавался уникальный ансамбль отделки Храма, включавший скульптуру, живопись и предметы декоративно-прикладного искусства. Тематику скульптурного убранства Храма разработал митрополит Филарет. Помимо сюжетов, связанных с христианскими праздниками, совпавшими с днями решающих сражений — при Клястицах, Полоцке, Тарутине, Бородине, Малоярославце, селе Красном, Кульме, Лейпциге и других. На наружных стенах Храма размecтилcя своеобразный пантеон русских святых, издавна почитавшихся заступниками Руси. Это Александр Невский, Даниил Мосовский, Сергий Радонежский, Иосиф Волоколамский, Иона и Филипп Московские, Василий Блаженный, царевич Дмитрий, Михаил Киевский, Ефросинья Московская, Никон Радонежский, Михаил и Федор Черниговские, Савва Звенигородский, Варлаам Хутынский, князь Владимир и княгиня Ольга, а также апостол Андрей и святой Георгий. Среди горельефов были и любимые народом изображения икон Богоматери Владимирской, Смоленской, Иверской Украшали стены и большие скульптурные композиции. Например, симметрично располагались сюжеты: «Преподобный Сергий благословляет великого князя Дмитрия Донского на брань с татарами и «Преподобный Дионисий благословляет князя Пожарского и гражданина Минина освободить Москву от поляков». Рельефы, работа над которыми шла 17 лет, были в основном исполнены А Логановским, П. Клодтом и Н. Рамазановым. По грандиозности замысла их можно было бы сравнить со знаменитыми шедеврами древности горельефами Пергамского алтаря. Программное для русской культуры и искусства значение Храма выразилось и в решении и отделке его интерьеров. Композиционным открытием Тона стало создание круговой галереи вокруг храмового пространства, в которой был развернут документальный рассказ о событиях 1812 1814 годов. В стены галереи заделано 117 досок со словами рескриптов и манифестов императора, описанием сражений, перечислением отличившихся командующих и полков, убитых и награжденных. Эта галерея, по сути, стала первым музеем Отечественной войны 1812 года. Новаторской, необычной для своего времени была и форма иконостаса главного престола Храма, посвященного Рождеству Христову. В ней, как и в общей стилистике сооружения, проявилось желание возродить византийские формы. Исторические документы донесли до нас словесное описание великолепного кивория над престолом в святой Софии Константинопольской, сень которого имела вид позолоченной пирамиды, покоившейся на колоннах. Этот легендарный киворий и стал отдаленным прообразом иконостаса Храма-памятника, дополнившись традиционными ярусами икон. Богатство внутренней отделки определялось гармоничным сочетанием инкрустаций из цветных мраморов, украшавших фриз и создававших узор пола с росписями, как орнаментальными (ее выполнили по эскизам архитектора Л. Даля), так и сюжетными. В создании живописных картин и икон главного и двух иконостасов приделов приняли участие многие художники. Для Храма по специально разработанным проектам исполнялась и художественная утварь. Люстры, подсвечники, фонари на фабриках Шопена, Короткова, Хлебникова, Моранда и Чумакова, священные сосуды, чаши, блюда, дарохранительницы — в мастерских Овчинникова, Хлебникова, Постникова и Чичелева. На фабрике Пешковой ткали ковры. Во всенародном деле построения Храма участвовали практически все художественные силы России того времени. Он в каком-то смысле стал российской академией художеств, поскольку не только способствовал обучению художников, скульпторов, архитекторов, но и развитию многих направлений декоративно-прикладного искусства. 26 мая 1883 года Храм Христа Спасителя, окруженный великолепной, заново отделанной гранитной набережной, был освящен, и голос четырнадцати его колоколов влился в праздничное многоголосье московских храмов. М. Нащокина, кандидат архитектуры Читайте также: Технологии, материалы, способы строительства с древнейших времен до наших дней представлены на сайте Строительные истории. Возведение храмов в древности и в современных реалиях, использование примитивного инструментария и сверх-современного строительного оборудования рассматривается с точки зрения функционального соответствия и актуальной экологичной безопасности. Популярные материалы по истории строительства в античном мире и средневековье будут интересны специалистам и начинающим строителям. Читайте далее: Храм Христа Спасителя. Живописное убранство
|
Живое наследие Русская культура | Серия книг «Святые России» | Подсказки иконоведа Блокнот иконоведа | Контакты Карта сайта |
© Добрые начала, 2021-2025. Русская культура. История, архитектура, искусство. Православные святыни, старинные иконы, иконоведение. |