Добрые начала  
  Живое наследие Русская культура Подсказки иконоведа  
 
 

Русская культураНовгород. Владычная (Грановитая) палатаВознесенский собор в Московском КремлеХрам Христа СпасителяХрам Христа Спасителя. История строительстваХрам Христа Спасителя. Живописное убранствоЗа восстановление Храма Христа Спасителя. 1990 годРостовский кремльГорицкий Успенский монастырьМузей деревянного зодчества «Витославлицы»


Храм Христа Спасителя

Война с Наполеоном, завершившаяся 1814 году триумфальным вступлением союзных армий в Париж, вызвала подъем народного духа, искренний порыв восславить подвиг России. Мысль о необходимости построить Храм Спасителя, и именно в Москве, первым высказал флигель-адъютант П. А. Кикин, имевший возможность поделиться ею с императором Александром 1. Императору предложение поправилось, и он положил его в основу знаменитого манифеста 25 декабря 1812 года:
«...В сохранение вечной памяти и того безпримерного усердия верности и любви к вере и отечеству, каким в сии трудные времена превознес себя народ Российский, и в ознаменование благодарности нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерелись Мы в первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа».

Храм Христа Спасителя. История строительстваХрам Христа Спасителя. История строительства  
На Руси издревле сложилась традиция строить храмы в честь важнейших событий в жизни государства, в честь военных побед. Это был основным способ увековечения народной памяти и выражения благодарности потомков. Многие из таких храмов-памятников занимали центральное место в древнерусских городах, определяли их архитектурный облик. Включение России в процесс общеевропейского архитектурного развития на время отодвинул этот обычай на второй план, предпочтение отдавалось мемориальной атрибутике Древнего Рима — обелискам, триумфальным аркам, колоннам, мавзолеям. Возрождение исконно национального типа мемориального сооружения связано с памятником, которому суждено было стать архитектурным символом Москвы, Храмом Христа Спасителя.

Храм Христа Спасителя. Живописное убранствоХрам Христа Спасителя. Живописное убранство  
В 1860 году в Храм Христа Спасителя впервые вошли художники. Росписи и внутренняя отделка памятника заняли последующие 20 лет. Виной тому был не только очень большой объем и сложность работ, но главным образом постоянные финансовые затруднения. В отличие от первоначально задуманного храма на Воробьевых горах николаевский Храм Христа Спасителя строился не на частные пожертвования, как принято считать, а на средства государственной казны. Поэтому размеры ежегодных ассигнований были разными и зависели от общего положения России. Распределением заказов по живописным работам руководила Академия художеств. Трем ее ведущим профессорам по живописи исторической и достались наиболее сложные росписи А. Т. Маркову, П. В. Басину и Ф. А. Бруни.

За восстановление Храма Христа Спасителя. 1990 годЗа восстановление Храма Христа Спасителя. 1990 год  
Москва была самым оригинальным, уникальным городом на земле. Многие любовались видом первопрестольной из-за Москвы-реки с Воробьевых гор. Говорят, вся она была по главному, архитектурному звучанию как уцелевший, хотя и не в полной мере, Московский Кремль. Сотни островерхих шатров, розовеющих на заре, сотни золотых куполов, отражающих в себе тихое сияние неба. И над всем царил Спас.



 → Главная   → Русская культура   → Храм Христа Спасителя  
 
 
  Икона Владимирской Божией матери Новгородская Владычная (Грановитая) палата Икона «Параскева, Варвара и Ульяна» 
 
 
Живое наследие
Русская культура

Серия книг
«Святые России»


Подсказки иконоведа
Блокнот иконоведа

Контакты
Карта сайта
 
 

Число 1947, записанное кириллицей


© Добрые начала, 2021-2025.   
Русская культура. История, архитектура, искусство.
Православные святыни, старинные иконы, иконоведение.


Иконоведы в социальной сети Вконтакте