Живое наследие | Русская культура | Подсказки иконоведа |
Русская культураНовгород. Владычная (Грановитая) палатаВознесенский собор в Московском КремлеХрам Христа СпасителяРостовский кремльНа Ростовском озере МеряСтольный град земли русскойГригорьевский затворМитрополит Иона СысоевичОсобенности реставрации Ростовского кремля 1950-х годовРостовская земля, архитектура, живописьГорицкий Успенский монастырьМузей деревянного зодчества «Витославлицы» | На Ростовском озере МеряРостовский кремльC чего начать рассказ? Не с изначальных ли времен, о которых древний писатель в «Повести временных лет» с эпической простотой говорит: «А на Ростовьском озере Меря...» В своих прогулках по берегу озера, вспоминая прочитанные книги, я пытаюсь представить себе находившийся здесь рыбачий поселок и обитавших в нем людей. Один из археологов прошлого столетия, граф Уваров, писал о мерянах, что волосы у них, если судить по находкам, были русые, что мужчины и женщины одинаково украшали себя на висках кольцами из серебряной и медной проволоки и что одежду они носили из толстой шерстяной материи, пришивая к ней металлические украшения самого разнообразного рисунка. Когда Олег шел походом на Царьград, отсюда, с озера Неро, отправились с ним мерянские воины, о чем говорится в летописи: «Иде Олег на Грекы... поя множество Варяг, и Сложен, и Чю~дь, и Кривичи, и Мерю...» Современный нам археолог Е. И. Горюнова рассказывает, как из новгородской земли и с верховьев Днепра и Волги приходили сюда, в мерянский край, словене и кривичи, оставались здесь жить, и были среди новгородцев ославянившиеся чудь и весь. Новые поселенцы, по преимуществу пахари, бежали от угрожавшей им кабалы на незанятые земли, В курганах, где они похоронены, встречаются изделия, какими украшали себя меряне, — шумящие подвески в виде коньков и большие проволочные височные кольца, — и это одно из свидетельств мирного сближения славян с мерянами. Ростов был одним из тех центров, где из многих племен, среди которых главенствовали славяне, формировалась Великая Русь — земля и народ.
И когда, случается, в начале лета подъезжаешь к Ростову и километров за двадцать до него начинаешь постепенно спускаться в обширную, местами заболоченную низменность, одни лишь названия речек, урочищ и селений побуждают мысль обратиться к давним временам. Серый асфальт автомобильной дороги плотно лежит на земной тверди, между заросшими канавами. Местами дорога обсажена старыми березами или же ветвистыми, нависшими над нею ивами. Возделанная земля прос гирается по сторонам, Только озимая рожь зеленеет сплошь, а картофель, цикорий и капуста тянутся прямыми бороздами, перечеркивая поперек, наискось или вдоль несколько округлые поля, мягкие линии которых определяются соседним оврагом, кудрявым от лещины и ольхи, болотцем, поймой реки...
Дорога пересекает реку Сару, а раньше, в стороне, по правую руку, было село Подлесное, которое стоит над речкой Пулохмой, и в названиях этих двух рек, как и в названиях сел Дёболы и Пужбол, стоящих влево от дороги, слышится язык мери. Синятиново, белеющее своею церковью справа, высоко в полях, заставляет вспомнить князя Константина Всеволодовича, терем которого будто бы здесь стоял. Славянский строй речи угадывается в кратком наименовании открывшегося впереди села Львы. В названии же залива Варус чудится мне Варяжское море. Е.Я.Дорош. Ростовский кремль. М., Советский художник, 1967 Читайте далее: Стольный град земли русской
|
Живое наследие Русская культура | Серия книг «Святые России» | Подсказки иконоведа Блокнот иконоведа | Контакты Карта сайта |
© Добрые начала, 2021-2025. Русская культура. История, архитектура, искусство. Православные святыни, старинные иконы, иконоведение. |