Живое наследие | Русская культура | Подсказки иконоведа |
Русская культураНовгород. Владычная (Грановитая) палатаВознесенский собор в Московском КремлеХрам Христа СпасителяРостовский кремльНа Ростовском озере МеряСтольный град земли русскойГригорьевский затворМитрополит Иона СысоевичОсобенности реставрации Ростовского кремля 1950-х годовРостовская земля, архитектура, живописьГорицкий Успенский монастырьМузей деревянного зодчества «Витославлицы» | Григорьевский затворРостовский кремльНекоторое время Ростов был центром Ростово-Суздальской земли. И у ростовцев, «надменных гордостью», как писал о них Карамзин, было вечевое устройство. Ростовские бояре, верховодившие на вече, были сродни сеньорам средневековой Европы. Однако не столько эти черты из его прошлого, сколько те, что связаны с военной историей нашего Отечества, с историей просвещения, живописи и зодчества, особенно волнуют воображение, привлекают к этому городу путешественников. В первые века нынешнего тысячелетия здесь «устроилось иконописание и зодчество», рассказывает историк местного края. При князе Константине, сыне Всеволода Большое Гнездо, здесь существовало училище - Григорьевский затвор, как стали называть его позднее. Константин содержал при своем дворе в Ростове ученых монахов, которые занимались переводом с иностранных языков на русский и перепиской книг, и эта заставляет предположить что искусство письма миниатюры тоже процветало здесь. В княжеской библиотеке было собрано более тысячи томов, количество по тому времени огpомное. Посля смерти Kонстантина библиотека, по его завещанию, была передана училищу.
Каждый раз когда прохожу по той стене Pостовского кремля, что обращена к озеру, и между кирпичными столбами, поддерживающими двускатную тесовую кровлю перехода, открывается озерная гладь, откуда в иные дни мягко дует влажный ветер, внимание мое привлекает не озеро и не села на дальнем его берегу, а то небольшое пространство внизу, какое образовано примыкающей к этой части кремля находящейся за его о пределами церковью Григория Богослова и стеной, накоторой я стою. Можно предположить, что здесь и был знаменитый Григорьевский затвор, — то есть некое уединение, какое необходимо для занятий науками, ученое содружества, товарищество, братства. В братскую школу, существовавшую шестьсот лет назад, пришел однажды пешком из Великого Устюга некий Стефан, по прозвищу Храп, прослышавший, что здесь «книги многы быша». Проучившись десять лет, он отправился проповедником в Пермский край. Он составил азбуку для зырян, не имевших до того письменности, заслужил славу выдающегося просветителя и вошел в историю под именем Стефана Пермского. В те годы в этой школе учился и Епифаний, друг Стефана, выдающийся пиcaтель конца четырнадцатого и начала пятнадцатого столетия, прозванный современниками за сваю ученость Премудрым, Впоследствии, скорее всего из склонности к ученым занятиям, Епифаний поселился в Троице-Сергиевом монастыре, где вокруг Сергия Радонежского собралась просвещенная молодежь, в числе которой, по всей вероятности, бы|л и Андрей Рублев. Епифаний написал здесь житие своего деятельного друга, Он по достоинству оценил огромный его труд, восхищаясь тем, что пермскую грамоту «един чрънец сложил, един составил, един счинил... един в единое время», тогда как греческую, — рассуждал он, — многие философы эллинские в течение многих лет собирали и составляли.
Среди питомцев Григорьeвского Затвора, прочитал я в одном местном издании, были в обычае ученые диспуты, богословские препирательства. Вспоминая это свидетельство, я не могу не вспоминать и то, что юные философы спорили не в тени античных портиков под безмятежными небесами Эллады, не в университетах Европы, которой не коснулась степная беда, а на этом вот низменном берегу тенистого озера, в дремучих лесах, в пору, когда давно уже шло второе столетие после исполненного ужаса дня, явившего вдруг народу неведомых и страшных людей, о чем с как бы прерывающимся дыханием рассказывает летописец: «Ихже никтоже добре ясно не весть, кто суть и отколе и~зидоша, и что язык их, и которого племени суть, и что вера их; и зовут я Татары, а инии глаголють Таумены, а друзии Печенези...» На соборной площади города, под белыми стенами собора и круглящимися над ними серебристыми главами, мне всегда вспоминается юный Василько, ростовский князь, о котором здешняя летопись свидетельствует, что был он «красен лицом, глазами светел и грозен, хоробр паче меры на ловах, сердцем лёгок, в бою храбр, в советах мудр, разумен в делах». В марте 1238 года на эту же площадь, в собор, стоявший на месте нынешнего, привезено было тело любимого ростовцами прекрасного Василько, не покорившегося татарам после трагической битвы на берегах реки Сити и замученного ими. Печаль ростовцев была так велика, что от плача их не слышно было церковного пения. Сюда же, на площадь, созванные вечевым колоколом, дважды собирались возмущенные ростовцы — в тысяча двести шестьдесят втором году и в тысяча двести восемьдесят девятом. Ярость была вложена в их сердца, рассказывает летописец. Они не хотели терпеть насилия и оба раза изгнали из города татар, отняв у них награбленное. Много позднее ростовский архиепископ Вассиан, по прозванию Рыло,— быть может, он получил это прозвище за неукротимую свою энергию, потому что в Ростове и сейчас об энергичном человеке говорят «рытик»,— называл бегуном великого князя Ивана Третьего, испугавшегося полчищ хана Ахмата, стыдил его: «Зачем боишься смерти?» Вассиан говорил: «Дай мне, старику, войско в руки, увидишь, уклоню ли я лицо перед татарами!» В своем знаменитом послании он ставил в пример князю его прародителя Дмитрия, который «воспрянул на подвиг, наперед выехал и в лицо стал против окаянного разумного волка Мамая». Вассиан принадлежал к числу видных ростовских писателей. По свидетельству Н. Н. Воронина, известного знатока древнерусского зодчества да и культуры Северо-Восточной Руси вообще, в тяжкие столетия монголо-татарского ига Ростов оставался крупным средоточием культурных сил — здесь продолжалось летописание, велось строительство, развивалась школа иконописцев, оказавшая большое влияние на Андрея Рублева. Блистательный XVII век, от которого по преимуществу и остались материальные памятники на ростовской земле, убеждает в том, как много было сохранено в предыдущие столетия, как много накоплено нового и какой своеобразной, яркой была культура этого края, в которой угадываются и Киев, и Новгород, и Владимир, и нечто заморское, главнее же всего — здешнее, глубоко уходящее в народную почву. Е.Я.Дорош. Ростовский кремль. М., Советский художник, 1967 Читайте далее: Митрополит Иона Сысоевич
|
Живое наследие Русская культура | Серия книг «Святые России» | Подсказки иконоведа Блокнот иконоведа | Контакты Карта сайта |
© Добрые начала, 2021-2025. Русская культура. История, архитектура, искусство. Православные святыни, старинные иконы, иконоведение. |