Живое наследие | Русская культура | Подсказки иконоведа |
Подсказки иконоведаГде купить икону?Икона - старинная, антикварная или винтажная?Как ухаживать за иконойПервая покупка иконыИкона в рабочем кабинетеСтаринная икона - старинная подделкаИкона как инвестиция | Старинная икона - старинная подделкаВ середине XIX века в кругах старообрядцев распространилась мода на коллекционирование икон. Нельзя сказать, что это было новым и неожиданным направлением староверческого интреса к истории и культуре. Со времён царя Фёдора и царевны Софьи, когда старообрядцы были вынуждены бежать на Север и Урал, традиция сохранения каждого рукописного листка, каждой книги, каждой исторической детали крепко впечаталась в сознание староверческих общин. Но девятнадцатый век стал благоприятным для развития не только собирательства, но и коллекционирования с научным и серьёзным реставрационным подходом. Старообрядцы стали движущей силой русского купечества, многие семьи быстро разбогатели на торговле зерном, водкой и строительными материалами. Вложение средств в коллекционирование книг и икон стало знаком и состоятельности, и образованности. Спрос рождает предложение. Интерес к иконам дореформенной поры подтолкнул фантазию мошенников и во второй половине девятнадцатого века подделывание старинных икон стало если не распространённым, то заметным явлением. Основным методом подделки было создание нового живописного изображения на старой доске (собственно, это и сейчас преобладающий способ мошенничеств вокруг старинной иконописи). В ряде случаев руинные иконы дописывались с учётом стилистики прошлых веков. В других на старой доске создавалось новое изображение, которое состаривалось несколькими простыми методами. В примитивных вариантах использовались литографии или печатные изображения, которые закрывались пышными окладами. Крупные коллекционеры и знатоки иконописи распознавали подделки, однако часть фальшивок оседала в семейных собраниях, а иногда оказывалась и в монастырских коллекциях. Нередко жертвами мошенников становились провинциальные богачи, которых убеждали купить уникальную икону (и в этой схеме опять же мало что изменилось - в любой выходной на московском Вернисаже можно наблюдать подкаты мутных иконных дилеров к внешне состоятельным покупателям). Специфику подделкам икон придавал и сам статус иконы как предмета культа. Весьма многослойный статус, в котором смешались и представления, отрицающие самостоятельное значение иконы как предмета с некими особыми свойствами, и верования в чудотворность икон. Для ряда покупателей приоритетными моментами в выборе иконы являлись сюжет и личные ассоциации с конкретной христианской легендой, а время создания иконы и её принадлежность к той или иной иконописной школе оставались второстепенными. Приобретая старинную икону, покупатели придавали меньше значения атрибуции и подлинности временной оценки, поэтому какая-то часть подделок икон расходилась успешнее, чем подделки светской живописи. Исторические смерчи и войны двадцатого века уничтожили значительную часть христианских памятников, но вместе с тем и обострили вековые традиции - прятать всё ценное в сундуки и никому не показывать. Когда в конце бурного столетия ручонки внуков залезли в сундуки бабушек, то на свет явились не только уникальные и потрясающие иконы, но и подделки прошлых веков. И некоторые из подделок перестали быть подменной фальшивкой, превратившись в самостоятельные артефакты истории и иконописного искусства. Интерес к подделкам прошлого основан на возможностях изучения техник и подходов, а также получению представления о подлинниках и их популярности. Старинные подделки дают возможность изучения способов обращения с живописным слоем. В ряде случаев сохранившиеся подделки становятся основой для реконструкции утраченного (или потерянного) исходного образа. Иногда удаётся выявить несколько однотипных подделок местного уровня, что указывает на существование мастерской, а это, в свою очередь, с некоторой вероятностью ведёт к выводам о наличии и иконописного промысла. Творчество таких маленьких промыслов изучено мало, и для городков, в которых погибли архивы, каждый артефакт становится важной крупинкой знаний об укладе и уровне жизни прошлых веков. Всё это длинное вступление подводило к ответам на вопросы, время от времени всплывающим перед внуками, добравшимися до бабушкиных сундуков. Что делать со старинной подделкой? Обладают ли старинные подделки какой-либо ценностью? Как относится к предмету былого мошенничества? Этично ли продавать заведомую подделку? Что делать - решать самому наследнику. Желательно получить компетентную атрибуцию, и если эксперты сочтут икону старинной подделкой, то понять, насколько это интересная подделка и будет ли стоить свеч работа по её продаже. Если есть желание сохранить семейный предмет, то необходимо рассмотреть вопрос реставрации. Старинная подделка, как и старинный подлинник, часто требует мероприятий по укреплению красочного слоя, а также работ по сохранению деревянной основы. Если у наследника нет желания оставить подделку у себя, то лучшим вариантом будет продажа в исходном виде и состоянии. Покупатель сам решит, какой вид реставрации выбрать. Время стирает криминальные следы, и продавать подделку можно, не терзаясь этическими сомнениями - если продавать именно как старинную подделку. С грамотной атрибуцией и провенансом интересная подделка может достаточно дорого стоить, а для узких специалистов или некоторых коллекционеров подделка, попадающая в фокусную тему, обладает и историко-культурной значимостью, что влияет на конечную цену предмета. Однако надо понимать, что ценителей подделок существенно меньше, чем коллекционеров подлинных икон, поэтому продажа даже интересной подделки может занимать достаточно много времени. И напоследок занятная история о подделке. В 2008 году известный коллекционер Иван Иванович приобрёл на Вернисаже «чернушку» (икону, покрытую слоем копоти и масла), в которой интуитивно почувствовал что-то особенное, хотя и в первом, и во втором приближении икона казалась работой провинциальных мастеров эпохи конца барокко. Раскрытие (очистка верхнего наслоения на иконе) показало, что барокко - работа небесталанных иконописцев конца девятнадцатого века, вероятно, «выполнивших заказ» важного заказчика и пополнивших его коллекцию икон своеобразной композицией.
Однако, внимательное изучение иконы показало, что под слоем подделки частично сохранилась оригинальная живопись конца XVII века в строгой традиционной стилистике, далёкой от художественных принципов барокко. Чутьё не обмануло коллекционера - подделка оказалась предметом музейного уровня, но, главное, подлинные древние лики удалось спасти и вернуть миру. Ростислав Нифанин, 2021 Читайте далее: Икона как инвестиция
|
Живое наследие Русская культура | Серия книг «Святые России» | Подсказки иконоведа Блокнот иконоведа | Контакты Карта сайта |
© Добрые начала, 2021-2025. Русская культура. История, архитектура, искусство. Православные святыни, старинные иконы, иконоведение. |