Живое наследие | Русская культура | Подсказки иконоведа |
Подсказки иконоведаГде купить икону?Икона - старинная, антикварная или винтажная?Как ухаживать за иконойПервая покупка иконыИкона в рабочем кабинетеСтаринная икона - старинная подделкаИкона как инвестиция | Икона - старинная, антикварная или винтажная?Всевозможные прилагательные, определяющие возраст иконы, подчас сбивают с толку как продавцов, так и покупателей икон, плохо разбирающихся в смысловых нюансах. Старая икона – это понятно, но насколько старая и как её обозначить, чтобы было понятно, о предмете какого возраста и класса идёт речь? Древними все русские иконы стали преимущественно в советское время, причём послевоенное. Советское искусствоведение именовало иконопись древне-русской живописью. И даже если речь шла о византийских образцах, их именовали произведениями древней живописи, подчас даже не упоминая слова «икона». Обусловлена эта завуалированность была гонениями на христианский (и религиозный вообще) образ мышления и возможностью исследовать и описывать иконы исключительно с точки зрения живописного искусства, исключая множество иконографических и богословских смыслов. Но если в рассуждениях о шедеврах Андрея Рублёва или Дионисия «древность» – вполне оправданное слово, то для икон конца XIX века попадание в категорию древнего искусства некорректно. Предпочтительнее такие иконы называть всё же старинными. Старинная икона – наиболее корректное определение икон периода конца XVIII века – начала XX века. И прилагательное «старинная» лучше, нежели «старая». Смысловой нюанс кроется в том, что «старинная» – материальная вещь, относящаяся к старине, прошедшая через некоторый временной отрезок, и это замечательно подходит к иконам. А вот «старой» может быть как берёза на опушке леса, так и билетёрша в театральной кассе, это более общее прилагательное, применимое к живым существам, к различным объектам и даже к понятиям. Оно более обширно, но менее конкретно в случае применения в иконной тематике. Вторым аспектом смысла прилагательного «старая» является в какой-то мере отражение состояния объекта. Старая – морщинистая, пожившая, дряхлая, утратившая свежесть, плохо двигающаяся, а также, например, ржавая, если речь о какой-либо железке, или покосившаяся, если описывается избушка. Для икон принято отдельно и детально описывать состояние, одним прилагательным «старая» здесь не обойдёшься, а оно само по себе слишком неточно, расплывчато.
Антикварными обычно считаются вещи старше 100 лет, то есть на момент написания этой заметки к антикварным можно отнести дореволюционные предметы. Для XX века в рубрикации предметов сложилось чёткое деление по историческим периодам. Обычно для предметов XX века используют определения «дореволюционный» (начало XX века до 1917 года), «довоенный» (1917-1941 гг), «послевоенный» (после 1945 года). Иконописное искусство в России практически умерло после революции, и его возрождение в конце XX века стало временем экспериментов – от простого копирования до бессмысленных и нелепых попыток изобрести новую иконографию. Поэтому на рынке икон есть очень простое и понятное деление – старинные иконы, то есть те, что были написаны до революции, и новодел, то есть творения последних двух десятилетий. Все старинные иконы являются и предметами антиквариата. Следует, однако, заметить, что антиквариатом считаются любые предметы быта, в том числе простые и утилитарные вещи. Антиквариат ассоциируется обычно не с предметами искусства, которые называют коллекционными предметами, а с мебелью, посудой, утварью. Иконы подчас ставят в тот же смысловой материальный ряд, и в антикварных салонах можно увидеть витрины, где иконы лежат между серебряных вилок и золотых портсигаров. Более уважительным является всё же название «старинная икона». Винтажными принято называть достаточно старые предметы, которые ещё не перешли в разряд антикварных. Например, фарфоровые изделия Дулёвского завода выпуска 1960-х годов можно определить как винтажные, а вот кузнецовский фарфор XIX века – уже антиквариат. Поскольку в послевоенные годы иконопись фактически не существовала, определение «винтажная» по отношению к старинной иконе является некорректным, и специалистами оно воспринимается с негативным оттенком. На рынке икон уже появились новоделы конца XX века, которые иногда называют винтажными, но и это лишь волюнтаризм продавцов и желание набить цену на модном словечке. Попутно заметим, что большинство икон-новоделов пока ещё не обрели своей художественной, исторической и культурной значимости, а поэтому сложно подобрать для них разумные ценовые пределы. Приобретая псевдо-винтажную икону втридорога ради мнимого будущего барыша, покупатель рискует остаться с неинтересным и малостоящим предметом. Разумеется, добросовестные и доброжелательные продавцы икон поймут вас, даже если вы назовёте икону «той картинкой на доске, что у бабки на стене висела». Но дилетантство отличается от воинственного невежества, и подчас даже самые терпеливые антиквары и иконописцы теряют желание разговаривать с теми, кто совсем не хочет хотя бы минимально вникнуть в тему. А вот грамотный разговор и стремление к пониманию вызывает искреннюю заинтересованность помочь и выбрать ту икону, что станет важной и особенной. Резюме: наилучшим определением всё-таки будет «старинная икона».
Ростислав Нифанин, 2021 Читайте далее: Как ухаживать за иконой
|
Живое наследие Русская культура | Серия книг «Святые России» | Подсказки иконоведа Блокнот иконоведа | Контакты Карта сайта |
© Добрые начала, 2021. Русская культура. История, архитектура, искусство. Православные святыни, старинные иконы, иконоведение. |